6 заметок с тегом

~1910

It had taken a decade and a half from the end of the building number 5 construction before the ensemble of Pavlovskiy houses with low-cost apartments was supplemented with the last building — the number 6.

About complex   81/1, Kanatnaya Street   81/2, Kanatnaya Street   81/3, Kanatnaya Street   81/4, Kanatnaya Street   81/5, Kanatnaya Street   81/6, Kanatnaya Street

Type of building: administrative building, educational building
Style: geometric Art Nouveau
Architect: L. M. Chernigov (?)
Date of building: 1910s
Status: object of background housing

Facade

General view from the building number 3 side General view from the building number 1 side
General view from the building number 5 side General view from the windows of the building number 1 Front facade from the building number 1 side

https://maps.google.com/maps/ms?msa=0&msid=218301489096028915799.0004d255edba24002ef8f&hl=ru&t=h&ll=46.466906,30.747111&spn=0,0&output=embed

Unfortunately, the exact details of the construction date and the author of the project are not available, that does not prevent, however, to conduct a free analysis of the house architecture. The authorship of L. M. Chernigov can most likely be supposed, as in the design of the building there is a number of elements peculiar to the architect. The building is strictly symmetrical; a silhouette is rectangular with a trapezoidal eminence in the central part. A similar technique was used by Leonid Chernigov, for example, in a house of Russow on 38b, Koblevskaya Street. A similar silhouette can be seen in a later creation of the architect on 9a, Preobrazhenskaya Street. Building facades are treated in a restrained manner of geometric Art Nouveau style with separate elements of the modernized Empire style and Russian neoclassical revival of the period (for example, moulded wreaths placed symmetrically at the level of the third floor, near the edges of the facade plane).

Decorative details of the ground floor

Windows with a uniting dripstone Windows with a traditional dripstone

Decorative details of the second and third floors

Composition of dripstones, ribbons, geometric decoration Composition from the windows of the same pattern Windows with the uniting dripstone Decoration in the piers One of the wreaths Windows of the second and third floors

Front facades are almost devoid of decoration, in the center of each there is a massive risalit of the staircase in the entire height of the building, flanked at the third-floor level by bay windows, having the shape of a circle quarter in plan. The bay windows are the only details diluting the monotony of front facades.

Risalit of the staircase

Bay windows, flanking the risalit

A view of the bay window from the building number 1 A view of the bay window from the building number 5

The layout of the building is unusual for residential architecture and it is likely that the building number 6 was designed for the arrangement of the various offices and services of Pavlovskiy houses. Both entrance halls on each floor are interconnected by means of a long corridor, on the sides of the latter apartment doors are located. The ceiling of the third floor rooms is much higher than the ceiling of other floors (it is clearly visible and in height of the third floor windows). Over doorways to the entrance halls metal canopies, made ​​in a single style with the architecture of the house, were preserved.

Canopies of the doorways

Canopy of the front facade from the building number 1 side Canopy of the front facade from the building number 5 side Canopy of the front facade from the building number 5 side, a detail

In stair railings a simple geometric pattern was used, various variants of which are found both in the buildings of rational Art Nouveau and in the later constructivist buildings.

Entrance hall

Staircase, a view downward

Railings, general view of the flight of stairs Railings, general view of the flight of stairs Railings, a fragment of the flight of stairs Railings, the horizontal stair banister between flights of stairs Railings, a fragment Railings, a fragment Railings, the horizontal stair banister of the third floor Railings, fastening of the rods Railings, fastening of the balusters

Door of the corridor

Ceiling of the staircase, a fragment of the cornice

In general way, the architecture of the building number 6 contrasts sharply with the other buildings of the complex, bringing into their ensemble a considerable dissonance (first of all by the style and number of floors). However, taken as a separate building, the house is a rather interesting and original example of geometric Art Nouveau of the first half of the 1910s.

 

 

References and Archives

Authors

cover

Канатная, 81/6

После окончания строительства корпуса 5 прошло полтора десятилетия, прежде чем ансамбль Павловских домов дешёвых квартир пополнился последним зданием — корпусом 6.

О комплексе   Канатная, 81/1   Канатная, 81/2   Канатная, 81/3   Канатная, 81/4   Канатная, 81/5   Канатная, 81/6

Тип здания: административное здание, учебный корпус
Стиль: геометрический модерн
Архитекторы: неизвестен
Дата строительства: 1910-е
Статус: объект фоновой застройки

Фасад

Общий вид со стороны корпуса 3 Общий вид со стороны корпуса 1
Общий вид со стороны корпуса 5 Общий вид из окна корпуса 1 Торцевой фасад со стороны корпуса 1

К сожалению, точные данные о дате строительства и авторе проекта попросту отсутствуют, что не мешает, однако, провести свободный анализ архитектуры дома. Наиболее вероятными можно назвать авторства А. Б. Минкуса или Л. М. Чернигова. В оформлении здания можно увидеть особенно много элементов, свойственных последнему. Здание строго симметрично, силуэт прямоугольный с трапециевидным возвышением в центральной части. Подобный приём Леонид Чернигов использовал, например, в доме Руссова на Коблевской, 38б. Похожий силуэт имеет и более позднее творение зодчего на Преображенской, 9а. Фасады здания обработаны в сдержанной манере геометрического модерна с отдельными элементами модернизированного ампира и ретроспективизма того периода (например, лепные венки расположенные симметрично на уровне четвёртого этажа, недалеко от краёв плоскости фасада).

Декоративные элементы первого этажа

Окна с объединяющим сандриком Окно с традиционным сандриком

Декоративные элементы третьего и четвёртого этажей

Композиция сандриков, лент, геометрического декора Композиция из окон одного типа Окна с объединяющим сандриком Декор в простенках Один из венков Окна третьего и четвёртого этажей

Торцевые фасады практически лишены декоративного оформления, в центре каждого из них устроен массивный ризалит лестничной клетки во всю высоту здания, фланкированный на уровне четвёртого этажа эркерами, в плане имеющими форму четверти круга. Эркеры являются единственными элементами, разбавляющими монотонность торцевых фасадов.

Ризалит лестничной клетки

Эркеры, фланкирующие ризалит

Вид на эркер со стороны корпуса 1 Вид на эркер со стороны корпуса 5

Планировка здания необычна для жилой архитектуры и существует вероятность, что корпус 6 проектировался под размещение различных контор и служб Павловских домов. Оба подъезда на каждом этаже сообщаются между собой посредством длинного коридора, по сторонам которого расположены двери квартир. Потолок помещений четвёртого этажа значительно выше потолка остальных этажей (это хорошо заметно и по высоте окон четвёртого этажа). Над входами в подъезды сохранились металлические козырьки, выполненные в единой стилистике с архитектурой дома.

Козырьки входов

Козырёк торцевого фасада со стороны корпуса 1 Козырёк торцевого фасада со стороны корпуса 5 Козырёк торцевого фасада со стороны корпуса 5, деталь

В лестничных перилах использован простейший геометрический узор, различные варианты которого встречаются как в зданиях эпохи рационального модерна, так и в более поздних, конструктивистских домах.

Подъезд

Лестничная клетка, вид сверху вниз

Перила, общий вид пролётов Перила, общий вид пролёта Перила, фрагмент пролёта Перила, межпролётная горизонтальная секция Перила, фрагмент Перила, фрагмент Перила, горизонтальная секция четвёртого этажа Перила, крепление прутьев Перила, крепление стоек

Дверь коридора

Перекрытие лестничной клетки, фрагмент карниза

В общих чертах, архитектура корпуса 6 резко контрастирует с остальными зданиями комплекса, внося в их ансамбль немалый диссонанс (в первую очередь, стилем и этажностью). Однако, как отдельно взятое строение, дом представляет собой достаточно интересный и оригинальный пример геометрического модерна первой половины 1910-х годов.

Использованная литература и архивы

Авторы

cover

Канатная, 81

На рубеже 1880-х и 1890-х годов Одесса украсилась крупнейшим, по тем временам, жилым комплексом. По посмертному желанию одесского благодетеля П. З. Ямчитского, вблизи Куликового поля, был возведён архитектурный ансамбль, размах и монументальность которого поражают и поныне.

О комплексе   Канатная, 81/1   Канатная, 81/2   Канатная, 81/3   Канатная, 81/4   Канатная, 81/5   Канатная, 81/6

Тип здания:
жилой комплекс

Стиль:
Эклектика, ренессанс (корпуса 1-5)
Геометрический модерн (корпус 6)

Архитекторы:
Ф. В. Гонсиоровский (корпус 1)
Н. К. Толвинский и инж. К. В. Ходецкий (корпуса 2-5)
Л. М. Чернигов (?) (корпус 6)**

Дата строительства:
1885-1887 (1-я очередь, корпус 1)
1890-1895 (2-я очередь и завершение строительства, корпуса 2-5)
1910-е (корпус 6)

Статус:
Памятник архитектуры местного значения (корпуса 1-5)
Объект фоновой застройки (корпус 6)

Другие адреса:
Итальянский бульвар, 9 и 11
пер. Ямчитского, 2 и 4
пер. Орликова, 1 и 3

Фотография из путеводителя начала XX века

Павел Захарович Ямчитский (около 1800-1882), помощник секретаря Одесского коммерческого суда, получивший к 1841 году чин титулярного советника, в числе прочего, занимался и благотворительностью. При жизни, однако, известен он не был, хотя обладал немалым состоянием и владел домом на Ришельевской, 8. 1841 год становится для него переломным. 28 сентября умирает его годовалая дочь Варвара, а 3 ноября того же года, в возрасте 22 лет, от горячки уходит в иной мир супруга Мария Ефимовна. Пережив их на сорок лет, Павел Захарович Ямчитский скончался в Одессе, 1 декабря 1882 года в возрасте 82 лет. 2 декабря, после отпевания в Кафедральном Соборе, его похоронили на Старом кладбище.

11 января 1883 г., Одесский окружной суд утверждает к исполнению три духовных завещания Ямчитского. Среди прочего, он завещал, чтобы по примеру Петербургского общества дешёвых квартир, было выстроено в Одессе здание, носящее его имя (Павловское), для проживания в нём тех граждан города, которые соответствуют указанным им условиям. При этом Павловское здание, чего желал сам Ямчитский, должно принадлежать городу — «неотъемлемую навсегда принадлежность г. Одессе». Согласно завещанию, для заведования постройкой здания, и затем эксплуатации заведения, им были назначены Михаил Богданович Нилус (как директор) и Иона Галаган (как помощник). В помощь им городская Дума должна была избрать двух гласных (депутатов) до окончания постройки.

В завещании Ямчитского были указаны еще два душеприказчика — Станислав Дунин и Виктор Сахновский. К концу 1890-х г. господин Иона Галаган оставил свои обязанности, а вот Дунин, напротив — выполнил их. Они касались долговых обязательств Павла Ямчитского (Нилуса и Сахновского к тому времени уже не было в живых). Согласно завещанию, в случае снятия полномочий с оговоренных душеприказчиков, вместо них назначались кто-то из сыновей Марии Клименко или Анны Веселовской, вероятно, родственниц Павла Захаровича.

Так и случилось: 12 сентября 1897 года, постановлением Городской Думы, директором Павловского здания стал Борис Клименко, а его помощником — Сергей Веселовский. Собственный дом на Ришельевской, 8 Ямчитский завещал продать, а на вырученные деньги расширить комплекс Павловских зданий. Однако дом этот постигло стихийное бедствие в виде пожара, а Клименко и Веселовский долгое время оттягивали продажу пепелища, препятствуя тем самым городу в действиях по завещанию. История закончилось иском и долгим судебным разбирательством.

Павловские дома на карте Михаила Дитерихса (1894 г.) — слева, и на карте Одессы (1917 г.)

К 1895 году строительство пяти из шести ныне существующих корпусов было завершено. Самый большой на тот момент жилой комплекс в Одессе неоднократно упоминался в путеводителях и справочниках достопримечательностей города. А. С. Бориневич посвятил Павловскому зданию дешевых квартир часть статьи о благотворительности в Одессе, написанной им к столетию города и вошедшей в юбилейный сборник, выпущенный в 1894 г. Комитетом городской Управы:

«... так называемое „Павловское здание дешёвых квартир“. П. З. Ямчитский оставил по духовному завещанию, утвержденному в 1883 году, капитал в 511000 руб (Авт.: В пересчёте на сегодняшние деньги, этот капитал можно оценить в более чем 10 миллионов долларов. Капитал был израсходован частично на постройку комплекса, а частично положен под проценты, используемые для поддержания зданий в надлежащем виде) [...] с тем, чтобы на эти средства было построено здание, носящее его имя (Павловское), „для квартирования в нём, с уплатою наёмных денег по расчёту не выше 3 процентов чистого дохода, а в уважительных случаях и бесплатно, тех из одесских граждан, преимущественно христиан, которые не опорочены в поведении, имеют здесь оседлость, свою мебель и какое-либо ремесло или другое средство к пропитанию“. Город отвёл бесплатно место из бывших Драгутинских плантаций, в количестве 3450 кв. сажени: в 1885 году произведена закладка главного здания, которое было закончено в 1887 году; в 1889 году построен второй корпус, в 1891 году — третий и в 1893 году — четвёртый. Все дома в 3 этажа и заключают в себе: 23 квартиры в 3 комнаты каждая, 103 — в 2 комнаты, 37 — в 1 комнату; кроме того имеется 6 лавок и квартира для администрации здания».

Запись в адресном справочнике (1908 год)

Незадолго до завершения строительства, в ноябре 1893 года, здесь открывается Народное училище для детей, живущих в здании. Их обучение, а также учебные книги и пособия были бесплатными. При Павловском доме имелся постоянный врач, услугами которого жители комплекса могли пользоваться бесплатно. Лекарства и необходимые на первых порах медицинские пособия больные так же получали бесплатно из домашней аптеки при конторе здания. Местоположение училища, лавок и домовой клиники, к сожалению, неизвестно. По данным на тот же 1893 год, в здании квартировали шестьсот сорок один человек обоих полов, 32 из них денег за проживание не платили.

Фотография начала XX века, справа вдали — корпус 1

Первым из шести корпусов был возведен корпус 1. Здание расположено на углу улицы Канатной и Итальянского бульвара, занимает довольно сложный в плане, асимметричный участок. Архитектор Ф. В. Гонсиоровский, фактически не только возвёл само здание, но и разработал генеральный план застройки квартала (в пределах улицы Канатной, Итальянского бульвара, переулков Орликова и Ямчитского). Н. К. Толвинский, продолжавший возведение комплекса, отчасти следовал этому плану, застроив четырьмя корпусами периметр обозначенного квартала, сохранив этажность ансамбля и общую стилистику с корпусом Гонсиоровского. По окончании второй очереди строительства под руководством Толвинского, в центре квартала образовался огромный двор, который первоначально планировался под устройство небольшого сада и размещение менее масштабных, служебных корпусов.

Однако пространство это долгое время пустовало, и, лишь спустя более полутора десятилетий, в центре двора вырос большой, радикально разнящийся с окружающей застройкой, корпус 6 — четырёхэтажный параллелепипед в стиле геометрического модерна. К сожалению, данные о точной дате его строительства, а также об авторе проекта отсутствуют, однако, анализируя архитектурное решение корпуса, можно найти параллели с творчеством архитекторов Л. М. Чернигова и А. Б. Минкуса.

Все корпуса, выстроенные Толвинским, объединены по красной линии одноэтажными пристройками, что придаёт двору комплекса некоторую камерность. Их лицевые фасады рустованы аналогично первым этажам и это создает эффект неразрывности и монолитности застройки.
Во дворе сохранилось небольшое, квадратное в плане, сооружение со срезанными углами, возведённое в традициях «кирпичного стиля» и перекрытое невысоким восьмиугольным шатром. Среди версий о его изначальном предназначении, наиболее вероятны версии об электрической подстанции или голубятне. Однако это — только предположение.

Сооружение неизвестного назначения

Общий вид Оконный проем

На другой стороне двора сохранилась ещё одна интересная бытовая деталь, неотъемлемая для Одессы конца XIX столетия — наливной колодец.

Колодец

Вид со стороны корпуса 3, слева - корпус 6, вдалеке - корпус 5 Общий вид

Павловские дома дешёвых квартир успешно исполняли свои функции до самой революции. Функции эти не изменились и в советские времена, однако, как и большинство дореволюционных многоквартирных домов Одессы, здания комплекса подверглись перепланировке и «уплотнению». Дальнейшую историю домов нельзя назвать бурной. В 1923 году по адресу ул. Ямчитского, 2 (т. е. именно по стороне комплекса зданий дешёвых квартир) значился I-й Родильный дом.

Общий вид комплекса Павловских домов дешёвых квартир (ок. 1917 года). Слева — корпус 1, справа — корпус 3, между ними, в глубине — корпус 6.

В 30-е годы Павловскими домами прошлась очередная волна реконструкций, изначальная планировка была окончательно нарушена, однако общие её очертания сохранились. На протяжении советского периода, годами не ремонтировавшиеся здания приходили в запустение, ветшали и сегодня их состояние сложно назвать даже удовлетворительным. Однако комплекс Павловских домов дешёвых квартир ценен не только с архитектурно-градостроительной и исторической точки зрения, он является своеобразным памятником щедрой благотворительности, столь свойственной одесситам XIX века.

Корпус 1

Архитектура Одессы. Канатная, 81

Корпус 2

Архитектура Одессы. Канатная, 81

Корпус 3

Архитектура Одессы. Канатная, 81

Корпус 4

Архитектура Одессы. Канатная, 81

Корпус 5

Архитектура Одессы. Канатная, 81

Корпус 6

Архитектура Одессы. Канатная, 81

Использованная литература и архивы

  • Статья о комплексе Павловских домов дешевых квартир
  • «Зодчие Одессы». В. Пилявский
  • «Архитектура Одессы. Стиль и время» В. Пилявский
  • «Здания, сооружения, памятники Одессы и их Зодчие». В. Пилявский
  • Статья о корпусе 6 в блоге Antique
  • «Куликово поле и его „окрестности“ на старинных открытках». В. Дроздовский, Ева Краснова
  • Старые фотографии с сайта Одесская фотогалерея, архив пользователя brassl
  • Сергей Котелко и Сергей Решетов, историческая справка

Авторы

At the turn of the 1880s and 1890s, Odessa was adorned with the largest at the time residential complex. According to the posthumous will of Odessa benefactor P. Z. Yamchitskiy, near the Kulikovo Field, the architectural ensemble, the scope and monumentality of which strike and today, was raised.

About complex   81/1, Kanatnaya Street   81/2, Kanatnaya Street   81/3, Kanatnaya Street   81/4, Kanatnaya Street   81/5, Kanatnaya Street  81/6, Kanatnaya Street

Type of building: residential complex

Style:
Eclecticism, Renaissance (buildings no. 1-5)
Geometric Art Nouveau (building no. 6)

Architects:
F. V. Gasiorowskiy (building no. 1)
N. K. Tolvinskiy and engineer K. V. Chodetskiy (buildings no. 2-5)
L. M. Chernigov (?) (building no. 6)**

Date of building:
1885-1887 (1st stage, building no. 1)
1890-1895 (2nd stage and completion of the construction, buildings no. 2-5)
1910-е (building no. 6)

Status:
Local architectural monument (buildings no. 1-5)
Object of background building (building no. 6)

Other addresses:
9 and 11, Italianskiy Boulevard
2 and 4, Yamchitskogo Lane
1 and 3, Orlikova Lane

Photograph from the beginning of XX century guide

Pavel Zakharovich Yamchitskiy (about 1800-1882), a secretary assistant of the Odessa Commercial Court, received before 1841 a rank of the titular counselor, among other things, was engaged in charity. During his lifetime, however, he was unknown, although he made a considerable fortune and owned a house on 8, Richelievskaya Street. 1841 year became a turning point for him. September 28 his year-old daughter Varvara died, and on 3 November the same year, at the age of 22 years, his wife Maria Efimovna went away in other world because of a fever. After outliving them for forty years, Pavel Zakharovich Yamchitskiy died in Odessa, December 1, 1882 at the age of 82 years. On 2 December, after a funeral service at the Cathedral, he was buried in the Old Cemetery.

January 11, 1883, the Odessa District Court claimed to the execution of three spiritual testaments of Yamchitskiy. Among other things, he bequeathed that to the example of St. Petersburg Society of cheap apartments, a building named after his name(Pavlovskiy) was built in Odessa for habitation in it citizens of the city that matched the specified by him conditions. Besides Pavlovskiy building as Yamchitskiy wanted had to belong to the city — «an inalienable forever property of Odessa». According to the will, for the management of the construction of the building and then operation of the house, Mikhail Bogdanovich Nilus (as director) and Iona Galagan (as an assistant) were assigned. To help them the City Council was to elect two public deputies to the end of the construction. There were two more executors in the testament of Yamchitskiy — Stanislaw Dunin and Victor Sahnovsiky. By the end of 1890, Iona Galagan left his duties, but Dunin, on the contrary —fulfilled. They concerned debentures of Pavel Yamchitskiy (Nilus and Sakhnovskiy had already been dead). According to the testament, in the case of power removal from agreed executors, one of the sons of Maria Klimenko or Anna Veselovskaya, probably relatives of Pavel Zakharovich, had to be appointed instead. And so it happened: on 12 September, 1897, according to the decision of the City Council, Boris Klimenko became a director of Pavlovskiy building and his assistant — Sergey Veselovskiy. Yamchitsky bequeathed to sell his own house on 8, Richelievskaya Street and use the proceeds for expanding the complex of Pavlovskiy buildings. However, this house suffered from the fire, and Klimenko and Veselovskiy delayed the sale of the ashes for a long time, thereby preventing the city in actions under the will. The story ended with a lawsuit and lengthy assize.

Pavlovskiy houses on the map of Mikhail Diterikhs (1894)—left, and on the map of Odessa

https://maps.google.com/maps?q=46.467538,30.746602&num=1&t=h&hl=ru&ll=46.466932,30.747777&spn=0.00269,0.005681&z=17&iwloc=near&output=embed

By 1895, the construction of five of the six currently existing buildings had been completed. The largest at the time residential complex in Odessa was repeatedly mentioned in guidebooks and references of city sights. A. S. Borinevich dedicated a part of the article about the charity in Odessa, wrote to the centenary of the city and went down in the jubilee digest, released in 1894 by the Committee of City Government, to Pavlovskiy building of low-cost apartments:

«... so-called „Pavloviн building with low-cost apartments“ P. Z. Yamchitskiy left in his will, approved in 1883, a capital of 511,000 rubles (Author: In terms of today's money, this capital can be estimated at more than $ 10 million. Capital was spent partly on the construction of the complex, and in part put at interest used to maintain the buildings in proper form) [...] in order to construct a building named after his name(Pavlovskiy), „for housing in it, with the payment of money at a rate of no more than 3 percent of total income, and in exceptional circumstances and free of charge, for those Odessa citizens, mostly Christians, who are not discredited by the behavior, have settled life here, their furniture and some craft or other means for subsistence. “ The city allotted a free space of the former Dragutinskie plantations, in the amount of 3,450 sazhens: in 1885, a laying of the main building, which was completed in 1887, was made: in 1889 the second building was constructed, in 1891 — the third and in 1893 — the fourth. All three-storey houses consisted of 23 flats of three rooms each, 103 — 2 rooms and 37 — one room: in addition there were 6 shops and the apartment for administration „.

Record in the address directory (1908)

Shortly before the completion of construction, in November 1893, Public school for children living in the building was opened. Their learning, textbooks and manuals were free. At Pavlovskiy house there was a permanent physician whose services the residents of the complex could use for free. Medicines and necessary at first medical benefits patients also received free of charge from the home pharmacy at the building office. The location of schools, shops and the home clinic, unfortunately, is unknown. According to the data of the same 1893, six hundred forty-one people of both sexes lodged in the building, 32 of them did not pay for accommodation.

Photo of the early XX century, right away — the building no. 1

The first of the six buildings the building no. 1 was erected. The building is located at the corner of Kanatnaya Street and Italian Boulevard and occupies a quite complicated in plan asymmetric site. The architect F. V. Gonsiorowskiy, in fact, not only erected the building itself, but also developed a general layout for the quarter development (within the limits of Kanatnaya Street, Italian Boulevard, Orlikova and Yamchitskogo Lanes). N. K. Tolvinskiy, who continued the construction of the complex, partly followed this plan, having built four buildings on the perimeter of the quarter, saving number of storeys of the ensemble and the overall style with the building of Gonsiorowskiy. At the end of the second stage of construction under the guidance of Tolvinskiy in the middle of the block there appeared a large courtyard, which was originally planned for a small garden and placing of smaller, service buildings.

However, this area was empty for a long time, and only after more than a decade and a half, in the center of the courtyard, a large, differing from the surrounding buildings, the building 6 — four-storey parallelepiped of geometric Art Nouveau style appeared. Unfortunately, data on the exact date of its construction, as well as the author of the project are not available; however, analyzing the architectural design of the building, it can be found parallels with the work of architects L. M. Chernigov and A. Minkus.

All buildings constructed by Tolvinskiy are interconnected along the building line by one-story annexes that gives the courtyard of the complex some intimacy. Their front facades are rusticated similar to the first storeys and it has the effect of continuity and solidity of the construction.

In the courtyard a small, square in plan, construction with cut corners, raised in the tradition of „brick style“ and overlapped by a low octagonal tent roof remained. Among the versions of its original purpose, the most likely is a version of the electric substation or dovecote. However, it is — just a guess.

Construction of unknown purpose

General view Window opening

On the other side of the courtyard another interesting item survived, part and parcel of Odessa of the end of XIX century — the filling well.

Well

View from the building no.3, on the left —the building no.6, in the distance —the building no.5 General view

Pavlovskiy houses of low-cost apartments had successfully performed their functions until the revolution. These functions have not changed in the Soviet era; however, like most of the pre-revolutionary Odessa apartment buildings, the buildings of the complex were rearranged and subjected to the „compaction“. The subsequent history of houses was not violent. In 1923, at the address 2,Yamchitskogo Lane (i.e. exactly on the side of the complex with cheap apartments) 1st Maternity Hospital was located .

General view of Pavlovskiy complex with low-cost apartments (about 1917). On the left —the building no.1, on the right —the building no. 3, between them, in deep —the building no.6

In the 30 years of the Pavlovskiy houses passed the next wave of renovations, the original plan was finally broken, but its general outlines were preserved. During the Soviet period, the buildings were not repaired for years and fell into desolation, and today their dilapidated condition can hardly be called even satisfactory. However, the complex of Pavlovskiy houses with low-cost apartments is valuable not only from the architectural, urban planning and historical point of view; it is a peculiar monument of the generous charity, so typical for the inhabitants of Odessa XIX century.

Building no. 1

Architecture of Odessa. 81, Kanatnaya Street

Building no. 2

Architecture of Odessa. 81, Kanatnaya Street

Building no. 3

Architecture of Odessa. 81, Kanatnaya Street

Building no. 4

Architecture of Odessa. 81, Kanatnaya Street

Building no. 5

Architecture of Odessa. 81, Kanatnaya Street

Building no. 6

Architecture of Odessa. 81, Kanatnaya Street

 

 

References and Archives

Authors

The apartment house of Shykhman is one of the durable and reliable houses of the rational Art Nouveau period of the 1910s years, when texture and sketchiness became the most important ways of exterior expressiveness unlike the sculpture and the elements of architectural decor. Along with very strict and unpretentious facades, the planning of the building is well made from the functional point of view, and the entrance halls saved the interesting examples of the woodwork and casting art of the period of the building.

Type of building: apartment house
Style: rational Art Nouveau
Architect: А. I. Goltsvurm (?)
Date of building: the 1910s years, the exact year is unknown
Status: local architectural monument

Main facade

 Architecture of Odessa. 32, Panteleymonovskaya Street.

General view

In the list of Odessa heritage monuments, the record about the house by address 32, Panteleymonovskaya Street, lacks the data concerning the date of building, the proprietor and the author of the project, however, according to the planning, sculptural design of pediment and door design, it is possible to attribute it as A.I. Goltsvurm architect heritage. The house belonging is theoretically marked as according to the data given in the manuals of house proprietors in the 1910-s years.

General view
https://maps.google.com/maps/ms?msa=0&msid=200066735671166539294.0004d2ba4a34efaf8586e&t=h&ll=46.469222,30.747454&spn=0,0&output=embed

This house can be surely considered as one of the most comfortable dwelling houses on Panteleymonovskaya Street. General planning structure of the site building is quite simple. To the four-storeyed face building two tree-storeyed wings are attached, and in the yard it is completed by the backside four-storeyed wing with wide, squared staircase.

Fragments of the main facade

Central risalit upward Pediment of the central risalit and moulded  garland Pediment and upper part of the side risalit.

On the façade the moulded decoration is present only nearby the central pediment. The garland turning the lucarne has the traces of typical Goltsvurm style. The rest of the facade is decorated with textured blades and conditional panels without decor.

Fragment of textured decoration of the main facade.

The balcony fences are made with the same technique as the one on 104, Panteleymonovskaya Street (probably also created by Goltsvurm) and the house of Markov on 51, Malaya Arnautskaya (architects M. D. Shulgin and M.Markov).

Balcony fences

General composition General composition Main decorative detail — the wreath

Arch of passage

View from the street Flagholders: pre-revolutionary and soviet Flagholders: pre-revolutionary and soviet Fanlight of the removed gates Passage Passage Decoration of the walls inside the arch.

Similarity with the house of Markov can be observed in the shape of dripstones the side wings entrances in  Shykhman house, which look like the dripstones of the facade windows of the house of Markov. This way there is a certain probability that the architect Shulgin also participated in the building designing.

Yard facades

View from the yard to the face building, in the centre — the risalit of the staircase Risalit of the main entrance hall staircase (in the centre) and the back doors View on the backside wing from the arch side Textured decoration of the backside wing, a fragment Risalit of the backside wing staircase Entrance hall portal of the side wing Entrance hall portal of the side wing Upper lightening window of the side wing entrance hall

Yard tap, the construction of which is made following the house style (however its type is not uncommon)
On the right side from the passage arch to the yard decorated with the remained crowning of the lost original gates, the entrance to the main entrance hall is located the sluice of which is decorated with Greek and flower ornaments. The staircase itself is located directly above the arch and the windows of the entrance hall face the central risalit of the building from the yard side. From the original decoration in the entrance hall rare due to the paintings railings were saved (the motif —“trees of life”), panel or bifold doors (which are closer to the ornamental rather than rational Art Nouveau) and showy black and yellow floor tile.

Main entrance hall

Railings (entrance flight) Rail-post Railings Railings

Tile on the staircases.

Apartment door(bifold variant) Apartment door(panel variant) Apartment door(panel variant), décor of the lower part of the leaf Apartment door(panel variant), décor of the lower part of the leaf

Moulded details of the vestibule, rosette (above) and the cornice

In the centre of each side wings of the house one in front of the other the entrances in the entrance halls are located which are much more discreet concerning the decoration. Latticed frames of their windows are similar to those ones which were installed in the building of Dobrovolskiy. Reserved original doors seem to be identical to the main entrance doors however, after closer look some differences can be noticed: the lower parts are decorated with triple flower ornament (in the main entrance hall it is doubled) what is caused by the larger width of the doors which is, by the way, the simplified modification of the door in the house of Wolf and Trandafilova (architects I.Goltsvurm and F.E. Kiuner). In the backside wing the panel door even more simplified can be found.

Doors of the side wings

Bifold door (side wing entrance hall) panteleymonovskaya-32-27.jpg Bifold door (side wing entrance hall), décor of the lower part of the leaf Bifold door (side wing entrance hall), décor of the upper part of the leaf Panel door (side wing entrance hall)

Entrance halls of the side wings (identical)

Railings Railings Railings
Ceiling of the staircase Ceiling of the staircase, cornice Ceiling of the staircase, rosette Ceiling of the staircase, moulded details  — rosette and cornice
Ornament on the centre of the concrete-mosaic platform panteleymonovskaya-32-12.jpg Ornament on the centre of the concrete-mosaic platform

There, in the backside wing a long vestibule is installed as the staircase is located close to the back wall and the windows of the entrance hall face the neighbouring site. The ceiling of the vestibule is decorated with the moulding in classical style. At the foot of the staircase a very rare ornament of the concrete-mosaic is located, and more simple ornaments decorate the floor of the other staircases in all three yard entrance halls. They are absent only in the main one, the floor of which, as it was already mentioned above, is covered by the tile.In the yard entrance halls the original stair railings were saved, absolutely identical for all of them. Their design was quite spread in the city and typical for the 1910s years — such railings were used for example in the houses of dwelling complex of the First community of the house proprietors on 5, Pirogova Street. (architect — Ya. Ponomarenko).

Entrance hall of the backside wing

Railings Railings

Moulded elements of the vestibule ceiling, rosette and cornice

Concrete-mosaic ornament at the stairs foot Concrete-mosaic ornament on one of the apartment platforms

Staircase, view upward

 

 

References and archives

  • “Architects of Odessa”. V. Pilyavskiy
  • “Architecture of Odessa. Style and time” V. Pilyavskiy
  • “Buildings, construction, monuments of Odessa and their architects”. V. Pilyavskiy
  • Article about the house in the blog Antique

Authors

cover

Пантелеймоновская, 32

Доходный дом Шихман относится к добротным и надёжным домам периода рационального модерна 1910-х годов, когда важнейшими средствами выразительности экстерьера начали выступать отнюдь не скульптура и элементы архитектурного декора, а фактурность и схематизм. При очень строгом и неброском облике фасадов, планировка здания хорошо продумана с функциональной точки зрения, а подъезды сохранили интересные образцы столярного и литейного искусства периода строительства.

Тип здания: доходный дом
Стиль: рациональный модерн
Архитекторы: А. И. Гольцвурм (?)
Дата строительства: 1910-е, точный год неизвестен
Статус: памятник архитектуры местного значения

Главный фасад

Архитектура Одессы. Пантелеймоновская, 32.

Общий вид

В списке памятников культурного наследия Одессы, запись о доме на Пантелеймоновской, 32 лишена сведений о дате строительства, принадлежности и авторе проекта, однако по планировке, скульптурному оформлению фронтона и дизайну дверей, его можно атрибутировать как наследие архитектора А. И. Гольцвурма. Принадлежность дома условно обозначена исходя из сведений, представленных в справочниках домовладельцев за 1910-е годы.

Общий вид

Рассматриваемый дом можно с полной уверенностью отнести к наиболее комфортабельным жилым домам Пантелеймоновской. Общая планировочная структура застройки участка достаточно проста. К четырёхэтажному лицевому флигелю пристроены два трёхэтажных крыла, а замыкает двор задний четырёхэтажный флигель с большой, квадратной в плане, лестничной клеткой.

Фрагменты главного фасада

Центральный ризалит, вид снизу вверх Фронтон центрального ризалита и лепная гирлянда Фронтон и верхняя часть бокового ризалита

На фасаде лепные украшения присутствуют только в области центрального фронтона. Гирлянда огибающая люкарну, несёт в себе характерный стиль Гольцвурма. Остальной фасад обработан фактурными лопатками и условными филёнками без декора.

Фрагмент фактурной отделки главного фасада

Ограждения балконов выполнены в схожей технике с домами на Пантелеймоновской ул. 104 (вероятно, также авторства Гольцвурма) и дома Маркова на малой Арнаутской, 51 (арх. М. Д. Шульгин и М. Марков).

Ограждения балконов

Общая композиция Общая композиция Основная декоративная деталь — венок

Арка проезда

Вид с улицы Флагодержатели: дореволюционный и советский Флагодержатели: дореволюционный и советский Фрамуга демонтированных ворот Проезд Проезд Отделка стен в арке

Сходство с домом Маркова наблюдается и в форме сандриков входов боковых флигелей дома Шихмана, которые похожи на сандрики фасадных окон дома Маркова. Таким образом, есть определённая вероятность, что архитектор Шульгин также принимал участие в проектировании здания.

Дворовые фасады

Вид со двора на лицевой флигель, в центре — ризалит лестничной клетки Ризалиты лестничной клетки главного подъезда (в центре) и чёрных ходов Вид на задний флигель со стороны арки Фактурная отделка заднего флигеля, фрагмент Ризалит лестничной клетки заднего флигеля Портал подъезда бокового флигеля Портал подъезда бокового флигеля Верхнее световое окно подъезда бокового флигеля

Дворовой кран, стойка которого выполнена с соблюдением стилистики дома (однако сама его разновидность не редкость)

Справа от арки проезда во двор, украшенной сохранившимся навершием утраченных оригинальных ворот, располагается вход в главный, парадный подъезд, шлюз которого оформлен греческими и растительными орнаментами. Сама же лестничная клетка расположена непосредственно над аркой, и окна подъезда приходятся на центральный ризалит здания со стороны двора. Из оригинального убранства в подъезде сохранились редкие по рисунку перила (мотив т. н. «древа жизни»), одно- и двустворчатые двери (более близкие по оформлению к орнаментальному, нежели к рациональному модерну) и эффектный черно-желтый напольный кафель.

Главный подъезд

Перила (входной пролёт) Стойка перил Перила Перила

Кафель на лестничных площадках.

Квартирная дверь (двустворчатый вариант) Квартирная дверь (одностворчатый вариант) Квартирная дверь (одностворчатый вариант), декор нижней части створки Квартирная дверь (одностворчатый вариант), декор нижней части створки

Лепные детали вестибюля, розетка (вверху) и карниз

В центре каждого из боковых крыльев двора, друг напротив друга расположены входы в подъезды, значительно более скромные по оформлению. Решётчатые рамы их окон подобны тем, что установлены во флигеле Добровольского. Сохранившиеся оригинальные двери на первый взгляд идентичны дверям главного подъезда, однако, при более детальном рассмотрении, обнаруживаются некоторые различия: нижние части оформлены строенным растительным орнаментом (в главном подъезде он сдвоенный), что обусловлено большей шириной самой двери, которая, кстати, является упрощённой модификацией двери дома Вольфа/Трандафиловой (арх. И. Гольцвурм и Ф. Э. Кюнер). В заднем флигеле можно встретить ещё более упрощённую, одностворчатую версию двери.

Двери дворовых флигелей

Двустворчатая дверь (подъезд бокового флигеля) Двустворчатая дверь (подъезд бокового флигеля), декор нижней части створки Двустворчатая дверь (подъезд бокового флигеля), декор верхней части створки Одностворчатая дверь (подъезд заднего флигеля)

Подъезды боковых флигелей (идентичны)

Перила Перила Перила
Потолок лестничной клетки Потолок лестничной клетки, карниз Потолок лестничной клетки, розетка Потолок лестничной клетки, лепные детали — розетка и карниз
Орнамент в центре бетоно-мозаичной площадки Орнамент в центре бетоно-мозаичной площадки

Там же, в заднем флигеле устроен длинный вестибюль, так как лестничная клетка расположена вплотную к задней стене, и окна подъезда выходят на соседний участок. Потолок тамбура украшен лепниной в классическом стиле. У подножия лестницы находится очень редкий орнамент из бетоно-мозаики, орнаменты попроще украшают полы остальных лестничных площадок всех трёх дворовых подъездов. Нет их только в главном, пол которого, как уже упоминалось, выложен кафельной плиткой. В дворовых подъездах сохранились оригинальные перила лестниц, совершенно идентичные для всех. Их дизайн весьма распространён в городе и типичен для 1910-х годов — такие перила использовались, например, в домах жилого комплекса Первого общества домовладельцев на Пироговской, 5 (арх. Я. Пономаренко).

Подъезд заднего флигеля

Перила Перила

Лепные элементы потолка вестибюля, розетка и карниз

Бетоно-мозаичный орнамент у подножия лестницы Бетоно-мозаичный орнамент на одной из квартирных площадок

Лестничная клетка, вид снизу вверх

Использованная литература и архивы

  • «Зодчие Одессы». В. Пилявский
  • «Архитектура Одессы. Стиль и время» В. Пилявский
  • «Здания, сооружения, памятники Одессы и их Зодчие». В. Пилявский
  • Статья о доме в блоге Antique

Авторы