5 заметок с тегом

1909

cover

Малая Арнаутская, 46а

Синагоги Одессы зачастую оформлялись скромнее церквей, однако отличались необычной и яркой архитектурой а самые значимые из них являлись настоящим украшением окружающей их городской среды.

Тип здания: синагога
Стиль: кирпичный, неороманский, мавританские стилизации
Архитектор: С. А. Ландесман (?)
Дата строительства: 1909
Статус: памятник архитектуры и истории местного значения
Современная функция: Международный еврейский общинный центр «Мигдаль»
Второй адрес: Лейтенанта Шмидта, 10

Фасад

Малая Арнаутская, 46а. Молитвенный дом рубщиков кошерного мяса. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Туристический гид по Одессе. Архитектура в Украине.

Общий вид лицевого фасада по Лейтенанта Шмидта

В общей сложности в дореволюционной Одессе существовало 77 синагог и еврейских молитвенных домов, однако крупных и градостроительно значимых среди них было не более десятка. Еврейская община Одессы была известна своими профессиональными обществами, объединявшими еврейских учителей, портных, ювелиров, рубщиков кошерного мяса, синагогальных хористов, торговцев, приказчиков, биндюжников, портовых грузчиков и многих других. Каждое из таких обществ имело молитвенный дом, ссудно-кредитную кассу, благотворительное отделение и очень часто — библиотеку.

Основное количество дошедших до нынешних времен построек культового назначения как правило возводилось именно объединенными усилиями еврейских профсоюзов, и круг прихожан часто определялся по профессиональному признаку. Таким образом, к примеру, на улице Осипова появились молитвенные дома портных «Малбиш Аримим» (в переводе «Одевающий нагих», № 21) и носильщиков и извозчиков (№ 48), а поблизости, на углу улиц Малой Арнаутской и Лейтенанта Шмидта (бывш. Тюремный переулок) выросло оригинальной архитектуры здание молитвенного дома рубщиков кошерного мяса.

Общий вид со стороны Лейтенанта Шмидта Общий вид со стороны Лейтенанта Шмидта Общий вид со стороны Лейтенанта Шмидта
Малая Арнаутская, 46а. Молитвенный дом рубщиков кошерного мяса. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Туристический гид по Одессе. Архитектура в Украине.

Вид со стороны Лейтенанта Шмидта, 1970-е г.г.

Синагога рубщиков кошерного мяса существовала в Одессе еще в первой половине XIX столетия, и их профессиональное объединение было одним из старейших в города. К началу XX века количество прихожан возросло, и старое здание уже не удовлетворяло требованиям общины. В 1908-1909 годах, объединявшая производителей и продавцов кошерного мяса, община построила для своей синагоги новое, внушительных размеров здание из известняка с декором из красного кирпича. Автор проекта синагоги так и не был определен, однако многие авторитетные источники приписывают его архитектору Семену Андреевичу Ландесману, пик творчества которого пришелся именно на рубеж 1900-1910-х годов.

Малая Арнаутская, 46а. Молитвенный дом рубщиков кошерного мяса. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Туристический гид по Одессе. Архитектура в Украине.

Общий вид здания со двора

Молитвенный дом рубщиков кошерного мяса расположен в глубине углового участка, выходя алтарной частью на красную линию улицы Лейтенанта Шмидта. Со стороны Малой Арнаутской к зданию примыкает обширный двор, в нынешние времена застроенный настолько, что оставлен лишь проезд-сообщение между воротами и синагогой, из-за чего обзор здания крайне затруднен.

Ограда и ворота

Малая Арнаутская, 46а. Молитвенный дом рубщиков кошерного мяса. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Туристический гид по Одессе. Архитектура в Украине.

Общий вид со стороны Малой Арнаутской, 1970-е г.г.

Малая Арнаутская, 46а. Молитвенный дом рубщиков кошерного мяса. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Туристический гид по Одессе. Архитектура в Украине.

Общий вид со стороны Малой Арнаутской

Ворота Кованная решетка ограды, одна из секций

Компоновочно синагога представляет собой двухэтажный параллелепипед средних размеров, имеющий протяженность по длинной стороне (боковые фасады) в восемь оконных осей, а по короткой (алтарная и портальная стороны) — пять.

Малая Арнаутская, 46а. Молитвенный дом рубщиков кошерного мяса. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Туристический гид по Одессе. Архитектура в Украине.

Вид здания со стороны ворот

Боковые фасады оформлены строго, без значительных выступов. Крайние оси фасадной плоскости портальной стороны выделены ризалитами средней глубины, а первый этаж трех центральных осей занимает тройной портал главного входа.

Портал главного входа

Малая Арнаутская, 46а. Молитвенный дом рубщиков кошерного мяса. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Туристический гид по Одессе. Архитектура в Украине.

Общий вид

Отделка дворовых фасадов

Окно на первом этаже слева от входа, сохранившее оригинальный переплет Окно на первом этаже бокового фасада Окно на втором этаже бокового фасада и карниз
Карниз, фрагмент Междуэтажная тяга, фрагмент

Алтарная часть имеет более яркое оформление, поскольку является лицевой — это единственный фасад свободно просматривающийся с улицы. Ее центральные три оси наоборот выделены широким ризалитом, объем которого подчеркивается массивным аттиком с большой люкарной.

Отделка фасада по Лейтенанта Шмидта

Малая Арнаутская, 46а. Молитвенный дом рубщиков кошерного мяса. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Туристический гид по Одессе. Архитектура в Украине.

Люкарна

Окна первого этажа получили проемы с верхней частью в форме трапеции, что является равно распространенным ходом и в мавританской архитектуре, и в модерне. Учитывая дату постройки здания, вполне вероятно, что основой для подобного решения послужили оба стиля.

Малая Арнаутская, 46а. Молитвенный дом рубщиков кошерного мяса. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Туристический гид по Одессе. Архитектура в Украине.

Окна первого этажа в центральном ризалите, общий вид

Окна первого этажа в центральном ризалите, общий вид Центральное окно первого этажа
Малая Арнаутская, 46а. Молитвенный дом рубщиков кошерного мяса. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Туристический гид по Одессе. Архитектура в Украине.

Одно из окон крайних осей на первом этаже

Окна второго этажа аналогичны всем остальным окнам здания, их проемы имеют слегка выраженную стрельчатую форму. Окна центрального ризалита на каждом этаже объединены общим наличником, причем крайние два заложены и неизвестно, все ли окна изначально выполняли свою функцию. Все наличники алтарной части фланкированы тонкими декоративными полуколоннами с мавританскими капителями вытянутых пропорций.

Окна второго этажа в центральном ризалите, общий вид Центральное окно второго этажа
Малая Арнаутская, 46а. Молитвенный дом рубщиков кошерного мяса. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Туристический гид по Одессе. Архитектура в Украине.

Одно из окон крайних осей на первом этаже

Малая Арнаутская, 46а. Молитвенный дом рубщиков кошерного мяса. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Туристический гид по Одессе. Архитектура в Украине.

Капитель полуколонны одного из наличников

Между этажами размещена геометрическая тяга из равносторонних ромбов, которая гармонично сочетается с простыми подоконными филенками. Здание венчается ступенчатым карнизом с крупными дентикулами.

Малая Арнаутская, 46а. Молитвенный дом рубщиков кошерного мяса. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Туристический гид по Одессе. Архитектура в Украине.

Флагодержатель

Стоит отметить также и творение одного из самых немногочисленных по количеству сохранившихся образцов, направлений дореволюционного кузнечно-литейного искусства — ажурные по рисунку решетки окон первого этажа, вместе с большинством оригинальных переплетов дошедшие до наших дней в превосходном состоянии.

Малая Арнаутская, 46а. Молитвенный дом рубщиков кошерного мяса. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Туристический гид по Одессе. Архитектура в Украине.

Фрагмент одной из аутентичных оконных решеток

Сохранив практически неизменными фасады, здание утратило почти все убранство интерьера. Большой молитвенный зал с расположенными по сторонам галереями женской половины практически исчез с планов синагоги, поскольку в советское время внутри был устроен полноценный второй этаж, а галереи и проходы под ними на первом этаже были разбиты на отдельные небольшие помещения административного назначения. Из сохранившихся элементов внутреннего убранства следует отметить лестницы ведущие на галереи и чугунные колонны, поддерживающие перекрытия галерей и своды над ними.

Сохранившиеся детали внутреннего убранства

Малая Арнаутская, 46а. Молитвенный дом рубщиков кошерного мяса. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Туристический гид по Одессе. Архитектура в Украине.

Фрагмент одного из внутренних помещений, общий вид одной из колонн

Капитель колонны и фрагменты карниза Капитель колонны и фрагмент карниза Капитель колонны и фрагменты карниза Капитель пилястры

В некоторых помещениях сохранились лепные карнизы распространенного в начале XX века образца. Перила лестниц так же нельзя назвать эксклюзивными, их балясины выполнены в соответствии с одним из образцов бюджетной эклектики.

Перила лестницы Перила лестницы
Оконный переплет, вид из помещения Оконный переплет, вид из помещения Оконный переплет, фрагмент, вид из помещения

Молитвенный дом рубщиков кошерного мяса исключительно культовым сооружением не являлся. Кроме синагоги, в здании располагалось Общество взаимопомощи мясопромышленников и торговцев мясом — своего рода «прообраз» будущих профсоюзов.

Ужесточившаяся к концу 1920-х годов большевистская борьба с религией коснулась не только христианских конфессий. В начале 1930-х годов синагога была закрыта, а ее последний староста Герш-Лейб Веприк погиб в годы репрессий вместе с большинством своих домочадцев.

Бывший молитвенный дом простоял пустым на протяжении всех 1930-40-х годов. Сразу после войны в здании был организован кружок парашютного спорта, начались первые пагубные для его интерьеров реконструкции. Позднее сооружение было передано управлению КГБ, которое занималось «прослушкой».

В 1991 году, ключи от здания были торжественно переданы одесской еврейской общине по закону о реституции. Сотрудники КГБ, в спешке эвакуируясь, умудрились с мясом разворотить весь нетронутый интерьер, вырывая из стен добротно проведенные провода. Очевидцы свидетельствуют о зияющих дырах в стенах, которые пришлось спешно заделывать.

В данный момент в здании синагоги находится Одесское общество Еврейской культуры, Одесская ассоциация бывших узников концлагерей и Международный еврейский общинный центр «Мигдаль».

Интересно, что А. И. Ваксман, многолетний сотрудник «Мигдаль — Мазл Това», в детстве посещал кружок парашютного спорта, располагавшийся именно на Малой Арнаутской, 46а, а Александр Юльевич Розенбойм, известный также как Ростислав Александров, одесский краевед и публицист, является потомком Гирш-Лейба Веприка, последнего старосты синагоги.

Использованная литература и архивы

Авторы

cover black

Гоголя, 21

Доходный дом Фон-Деш — образец творчества одного из самых ярких одесских архитекторов эпохи модерна Викентия Ивановича Прохаски. Здание, построенное в 1909 году, стало настоящим украшением улицы Гоголя.

Тип здания: доходный дом
Стиль: модерн, модернизированный неоренессанс
Архитектор: В. И. Прохаска
Подрядчик: Ф. О. Гайдуков
Дата строительства: 1908-1909
Статус: памятник архитектуры местного значения
Второй адрес: Сабанеев мост, 5/7

Общий вид здания

Гоголя, 21. Доходный дом М. и П. Фон-Деш. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

Вид на угол здания со стороны дома Заблудовских

Фасад по улице Гоголя

Общий вид Общий вид

Участок на углу улиц Гоголя и Сабанеев мост, где в 1909 году вырос очередной, спроектированный В. И. Прохаской шедевр итальянского ренессанса, с конца XIX века и на протяжении 1900-х годов числился за М. и П. Фон-Деш (инициалы указаны в соответствии со справочниками домовладельцев «Вся Одесса» за 1900-1910 годы), в справочнике на 1910-й год в качестве владельцев указываются, П., Б. и А. Фон-Деш.

С конца 1890-х годов на этом месте располагалась контора Акционерного общества электротехнических заводов «Siemens & Halske», где работал Иосиф Борисович Фон-Деш. К 1907 году контора переехала на соседний участок по адресу Сабанеев мост, 5, освободив под слом строение где до этого располагалась.

Выстроенный на этом месте новый доходный дом стал настоящим украшением улицы Гоголя (в те времена — Надеждинской). В 1909 году помимо доходного дома Фон-Деш, архитектор Прохаска возвел для Е. Я. Менделевича один из красивейших особняков Одессы на Маразлиевской, 28.

В издании «Указатель памятников и памятных мест по городу Одессе» (А. С. Фридман) указывается, что Фон-Деш подарил этот дом дочери в качестве приданого. Сам хозяин был известен в свое время весьма экстравагантными банкетами, приуроченными ко дню рождения его собаки. На праздник приглашались гости со своими собаками, причем последним прислуживали официанты из ресторана, а сами гости на память получали украшения с бриллиантами.

Фасад со стороны улицы Сабанеев мост

Общий вид Общий вид
Общий вид Общий вид
Гоголя, 21. Доходный дом М. и П. Фон-Деш. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

Общий вид (фото до 1984 года)

В собственности семьи Фон-Деш дом пробыл относительно недолго. После 1910 года здание сменило владельца. В справочнике «Вся торгово-промышленная Одесса» за 1913 год, в качестве собственника указывается Петр Иванович Кухта, который был одним из членов общества мануфактурной торговли Котляревского. Сведенья в различных справочных изданиях тем не менее разнятся.

В справочнике «Вся Одесса» (изд. «Одесские новости») участок со стороны Сабанеева моста числится за Фон-Деш, хотя в алфавитном указателе фамилий домовладельцев запись о нем отсутствует. Единственный владелец дома по состоянию на 1911 год — Иосиф Борисович Фон-Деш, вместо которого в последующие годы значится П. И. Кухта. Таким образом, несмотря на путаницу, после 1912 года здание уже не принадлежало семье Фон-Деш.

В период Первой Мировой войны справочники домовладельцев не выпускались, поэтому дальнейшую смену (если таковая была) собственников дома проследить почти невозможно.
В дальнейшем в бывшем доме Фон-Деш размещалось консульство Франции и проживал В. Г. Страц, который располагал собственным домом в Отраде.

Среди известных людей, живших в доме в советский период стоит упомянуть дирижера Т. И. Гуртового (1919-1940 г.г.) и хирурга, главврача Одесского военного госпиталя В. Л. Покотило (1920-1931 г.г.).

Гоголя, 21. Доходный дом М. и П. Фон-Деш. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

Фрагмент фасада со стороны улицы Сабанеев мост

Доходный дом Фон-Деш возведен в одном из самых престижных районов городского центра. Поблизости располагаются дворец, картинная галерея и доходный дом Толстых, особняки Поммера и Манук-Бея, роскошные доходные дома Заблудовских и Фальц-Фейнов, здание Кредитного Общества.

Среди подобной застройки дом не выделяясь пышностью отделки, является заметным и значимым с градостроительной точки зрения объектом, несмотря на то что на пересечении улиц Гоголя и Сабанеев мост ключевое место досталось богато и с размахом декорированному дому Заблудовских. Продолжая тему итальянских (в том числе — флорентийских) палаццо, основы которой были заложены еще при проектировании доходного дома Ксида на Еврейской, 12, дом Фон-Деш выгодно выделяется элегантностью пропорций и благородством облика.

Рекламная табличка архитектора В. И. Прохаски с датами постройки дома, расположенная со стороны улицы Гоголя, около входа в парадный подъезд

Застройка участка состоит из Г-образного лицевого крыла и прямоугольного дворового. Ширина лицевых фасадов по Гоголя и Сабанееву мосту практически идентична и, не считая угловой ризалит, насчитывает по девять оконных осей. Сам дом — трехэтажный с полуподвалом, который из-за понижения уровня грунта при спуске улицы Гоголя к морю, со стороны Сабанеева моста переходит в практически полноценный этаж.

Массивный, напоминающий башню ризалит, композиционно выделяющий угол здания, ранее реализовывался Прохаской в проекте Ломбарда на углу улиц Бунина и Леха Качиньского. В доме Фон-Деш ризалит оформлен сдержаннее и имеет по краям большие глухие простенки. Единственная оконная ось является центральной для двух его фасадных плоскостей.
Полуподвальный этаж отделан простым, имитирующим кладку рустом с неглубокой фактурой.

Фрагмент руста полуподвального этажа

Руст второго этажа заметно глубже а исполнение его «блоков» пластичнее.

Отделка первого этажа

Отделка цокольного (полуподвального) и первого этажей на основной фасадной плоскости Окна первого этажа на основной фасадной плоскости Отделка цокольного (полуподвального) и первого этажей на угловом ризалите

Обрамление полуциркульных окон, созданное элементами руста выглядит очень выразительно и напрямую цитирует канонический итальянский ренессанс. Между первым и вторым этажами дом опоясывает простой строгий карниз. Между вторым и третьим этажами карниз отсутствует. Плоскости стен второго и третьего этажей покрыты едва выраженным, схематичным рустом.

Окна второго этажа декорированы наиболее выразительно. Каждое из них обрамлено массивным рустованным наличником и увенчано треугольным сандриком в классических традициях. Подоконный карниз опирается на мощные консоли, выполненные в модерновой пластике, между которыми размещена простая геометрическая филенка.

Отделка второго этажа

Окна второго этажа на основной фасадной плоскости Окна второго этажа на основной фасадной плоскости Окно второго этажа на угловом ризалите
Сандрик одного из окон второго этажа Сандрик одного из окон второго этажа, фрагмент Отделка окна под балконом (без сандрика) Подоконная филенка

Окна третьего этажа оформлены наиболее близко к стилю модерн. Верхние перекладины проемов изогнуты полуэллипсом и дополнены большими замковыми камнями.

Отделка третьего этажа

Окна третьего этажа на основной фасадной плоскости Окно третьего этажа на угловом ризалите (со стороны улицы Гоголя)

Здание оборудовано всего шестью балконами, два из которых размещены на угловом ризалите со стороны улицы Гоголя. Балконы опираются на массивные консоли и имеют ограждения в виде каменных балюстрад. Дизайн балюстрад и консолей различается в зависимости от этажа.

Балконы

Балкон второго этажа со стороны улицы Гоголя Балкон второго этажа со стороны улицы Гоголя Балкон второго этажа со стороны улицы Сабанеев мост Балкон второго этажа на угловом ризалите
Консоль балкона второго этажа Консоль балкона второго этажа
Балкон третьего этажа со стороны улицы Гоголя Консоль балкона третьего этажа

Угловой ризалит увенчан невысоким антресольным этажем, освещаемым через горизонтально вытянутые проемы эллиптической формы. По сторонам от проемов Прохаска разместил барельефы в виде пышных гирлянд, каждую из которых придерживают двое путти.

Гоголя, 21. Доходный дом М. и П. Фон-Деш. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

Барельеф на фризе ризалита

На самом углу на уровне третьего этажа размещен геральдический щит с датой окончания строительства дома, который символически прикреплен к фасаду элегантными лепными лентами.

Гоголя, 21. Доходный дом М. и П. Фон-Деш. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

Геральдический щит с датой окончания строительства

Вход в единственный подъезд дома расположен со стороны Гоголя на одной оси с балконами в центре фасада. Сохранившаяся входная дверь подъезда, настоящий шедевр декоративного модерна, выполнена из металла с использованием растительных мотивов и узоров и снабжена огромными остекленными проемами. Новодельные решетки окон полуподвала со стороны Сабанеева моста стилистически перекликаются с входной дверью, однако качество их исполнения заметно ниже.

Дверь подъезда

Общий вид Общий вид ночью Центр композиции на стыке створок Кованый цветок Оформление проема одной из створок Фрагмент одной из створок Фрагмент центральной верхней части двери Орнамент на краю створки
Гоголя, 21. Доходный дом М. и П. Фон-Деш. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

Одна из новодельных решеток окон полуподвала со стороны улицы Сабанеев мост

Гоголя, 21. Доходный дом М. и П. Фон-Деш. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

Оригинальный флагодержатель

Лестничный шлюз подъезда оформлен очень аскетично, однако не исключен тот факт что он мог быть расписан. Сохранилась так же дверь, ведущая из шлюза на лестничную клетку, которая значительно скромнее по оформлению нежели внешняя входная дверь, хотя сама по себе достаточно интересна.

Дверь, ведущая из шлюза на лестничную клетку

Общий вид Отделка нижней части створки Декоративный элемент

Лестничная клетка имеет в плане форму слегка вытянутого прямоугольника со срезанным углом, на плоскость среза которого приходятся световые окна, выходящие во двор дома.

Отделка подъезда весьма презентабельна: мраморные ступени, площадки, покрытые кафельной плиткой и перила неповторимого образца (Прохаска редко повторялся в отношении перил, почти для каждого дома разрабатывая индивидуальные).

Гоголя, 21. Доходный дом М. и П. Фон-Деш. Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура в Украине.

Фрагмен отделки пола кафельной плиткой в подъезде

Перила дома Фон-Деш собраны из секций, каждая из которых объединяет две зеркальных друг другу вставки растительно-цветочного характера.

Перила

Входной пролет Фрагмент входного пролета Общий вид Отрезок из горизонтальных секций на площадке верхнего этажа Секция Орнаментальная вставка Фрагмент декора Крепление стойки

Интерьер подъезда удачно дополняется световыми окнами жилых помещений, ныне не исполняющими своих функций но сохранившими оригинальные переплеты. Вестибюль квартиры на втором этаже так же оборудован двумя узкими, вертикально вытянутыми окнами, фланкирующими входную дверь.

Световые окна жилых помещений в подъезде

Окно над лестничным пролетом Окно над лестничным пролетом Окно над межпролетной площадкой Входная дверь жилых помещений второго этажа и световые окна

Арка проезда во двор размещена на крайней оси у стыка с соседним домом по улице Сабанеев мост. Имея со стороны улицы, выполненый в модерновой пластике проем, она перекрыта простыми плоскими сводами. Внутренний объем арки исключительно функционален и лишен какой бы то ни было отделки.

Арка проезда

Вид с улицы Эклектические оригинальные ворота, фрагмент Кованая коновязь Внутренний вид Новодельные ворота двора

То же можно сказать и о дворовых фасадах дома.

Верхнее световое окно подъезда со стороны двора, фланкированное оригинальными, присущими Прохаске консолями

В рамках творчества В. И. Прохаски дом Фон-Деш прекрасно иллюстрирует самобытный и оригинальный почерк мастера, сумевшего разработать способы гармоничного сочетания казалось бы несочетаемого.

Монументальность и элегантность, пластичность и строгость, романтичность и функциональность. Доходный дом Фон-Деш обладает рядом достоинств, не конфликтующих друг с другом. К тому же, благодаря великолепной проработке даже мельчайших деталей, удачно найденным пропорциям и тщательно продуманному декору, здание занимает достойное место рядом со значительно более пышно декорированными сооружениями.

Использованная литература и архивы

  • «Зодчие Одессы». В. Пилявский
  • «Здания, сооружения, памятники Одессы и их Зодчие». В. Пилявский
  • Справочники домовладельцев «Вся Одесса» за 1900, 1901, 1902, 1907, 1909, 1910, 1913, 1914 годы.
  • Статья о доме в блоге Antique (Атрибутация, историко-краеведческие сведения)
  • Фотоархив пользователя Brassl
  • «Указатель памятников и памятных мест по городу Одессе». А. С. Фридман, И. В. Арутюнова, Н. Н. Мотырева.

Авторы

cover black

Маразлиевская, 28

Особняк Менделевича, виртуозно сочетающий в себе черты модерна и ренессанса, вот уже более 100 лет поражает своим убранством и оформлением, оставаясь одной из вершин творчества архитектора В. И. Прохаски.

Авторы:
Александр Левицкий
Дмитрий Шаматажи

Благодарным читателям

Тип здания:

  • особняк

Стиль:

  • модернизированный неоренессанс

Архитектор:

  • В. И. Прохаска

Дата строительства:

  • 1909

Статус:

  • памятник архитектуры местного значения

Фасад

Особняк Е. Я. Менделевича на Маразлиевской, 28
Особняк Е. Я. Менделевича на Маразлиевской, 28

На улице Маразлиевской землёй владели преимущественно аристократы, поэтому большинство зданий улицы выполнено на соответствующем уровне и с очень изысканными интерьерами. Маразлиевская начала интенсивно застраиваться на рубеже ХIХ-ХХ вв., но несколько участков были застроены довольно поздно — это утверждение касается и участка № 28.

В 1890-х годах участок приобрел М. Асвадуров, а в период 1902-1907 годов его выкупил зернотрейдер Ефим Яковлевич Менделевич, «купец 1-й гильдии, выборный купеческого сословия; член хлебоконтрольной комиссии при одесской бирже; попечитель школы ремесленных учеников, учреждённой Е. М. Менделевич и прочая». Известно также, что он был родственником владельца Пассажа на Дерибасовской улице — Моисея Яковлевича Менделевича (отчество обоих Менделевичей совпадает и велика вероятность, что они были родными братьями).

Фасад со стороны двора

В 1909-м году по проекту архитектора Викентия Прохаски был построен особняк в простых, но монументальных формах флорентийского ренессанса. Архитектор Прохаска на тот момент построил всего несколько зданий по своим проектам, но с самого начала творческой деятельности его дома были одними из самых изысканных. Хорошую рекламу архитектору создали конкурсный проект Новой биржи и здание главного отделения Общества одесского частного ломбарда. Для особняка Менделевича выбор неоренессансного стиля не был случайным — большинство собственных проектов у Прохаски выполнено именно в этом стиле, при помощи которого архитектор достигал необычайной изысканности и монументальности. Причём архитектор творчески подходил к каждому проекту, хотя, казалось бы, дома должны быть очень похожими.

Выступ над фронтоном главного фасада:

Особняк Е. Я. Менделевича на Маразлиевской, 28

Особняк Менделевича имеет два этажа и жилой полуподвал, в плане особняк почти прямоугольный, без выраженных дворовых крыльев. В. И. Прохаска не придерживался строго канонов флорентийского ренессанса, а смело смешивал его с разными стилями, в частности царившим тогда модерном. Именно в таком стиле выполнена ограда световых карманов полуподвала, входные двери, резные деревянные перила парадной лестницы. Также свойственную модерну трактовку получили барельефы над окнами второго этажа. Венчает же дом классический треугольный фронтон с маскароном Афины в тимпане.

Скульптурное оформление фасада

Барельеф с изображением Афины на центральном фронтоне Барельеф с изображением Афины на центральном фронтоне Общий вид оформления центрального ризалита, фронтон и барельеф
Скульптурный сюжет слева от основного барельефа в центре левосторонней части главного фасада Скульптурный сюжет слева от основного барельефа в центре левосторонней части главного фасада Основной барельеф в центре левосторонней части главного фасада Скульптурный сюжет справа от основного барельефа в центре левосторонней части главного фасада Скульптурный сюжет справа от основного барельефа в центре левосторонней части главного фасада Правосторонняя часть фасада, скульптурное изображение дерева Скульптурный сюжет слева от основного барельефа в центре правосторонней части главного фасада Скульптурный сюжет слева от основного барельефа в центре правосторонней части главного фасада Основной барельеф в центре правосторонней части главного фасада Скульптурный сюжет справа от основного барельефа в центре правосторонней части главного фасада Скульптурный сюжет справа от основного барельефа в центре правосторонней части главного фасада.
Особняк Е. Я. Менделевича на Маразлиевской, 28

Фрагменты фасада здания на фото Владимира Георгиевича Никитенко, 70-е годы

Архитектор почти полностью покрыл дом рустом, однако благодаря умелому применению выступающих замковых камней, модерновых филёнок и барельефов, фасад выглядит достаточно разнообразно. Над окнами второго этажа устроены барельефы с изображением отдельных сцен, объединённых общей тематикой воспитания детей. Привлекают внимание также стилизованные изображения деревьев по краям плоскости фасада, дополняющие скульптурные сцены. 

Фрагмент карниза

Подоконные карнизы окон первого этажа

Ограждение полуподвала

Общий вид композиции рисунка Фрагмент у стыка секций Декоративный цветок

Вместо традиционных барельефов, которые располагались в филёнках, Прохаска разместил фигуры непосредственно на фасадной плоскости, не отделяя от дома, что является обращением к идее синтеза искусств, который был одной из целей модерна. Иными словами, барельефы не были изолированы от остального декора, а взаимодействовали с ним (нечто подобное было воплощено в доме Коссаговской на Нежинской улице, 66).

В нынешнее время на особняке Менделевича расположены три балкона, установленные в советское время вместо демонтированных из-за ветхости каменных (об их внешнем виде, к сожалению, дошло слишком мало документальных свидетельств). Ограждение центрального балкона не сохранилось, но, учитывая характер фасада и принимая во внимание другие рустованные здания Прохаски, ограда балкона представляла собой каменную балюстраду. 

Арка проезда

Вид с улицы Коновязь с двух сторон арки

Коммунальные квартиры были образованы из комнат квартиры Менделевича, которая занимала весь второй этаж. На первом этаже располагалось по одной квартире с полуподвальными помещениями в левом и правом крыльях. 

Арка проезда

Общий вид изнутри Общий вид изнутри

Потолки арки дворового проезда украшены лепными маскаронами, которые идентичны маскаронам,  расположенным на фасаде дома Гавсевича (арх. С. С. Гальперсон, 1903 г.). Возможно, Менделевичу понравились маскароны особняка Гавсевича, который располагается на Лидерсовском бульваре по пути на пляж Ланжерон.

Маскароны и фрагмент сводов Один из маскаронов под карнизом Один из маскаронов под карнизом Лепной орнамент карниза Своды, цветок перекрестия (ныне сохранились только в двух секциях арки)

Оригинальная входная дверь в арке

Оформление нижней части Оформление нижней части, фрагмент декора Оформление верхней части Декоративная решётка

Лестничной клетке и коридору на втором этаже, в отличие от фасада, не присуща монументальность. Напротив, отделка вышла очень причудливой и вычурной, благодаря исполнению, синтезирующему в себе барокко и модерн. 

Особое внимание привлекают модерновая лестница, выполненная целиком из дерева. Её особенностью является исполнение перил не в виде отдельных балясин, а из профилированных плоскостей, покрытых к тому же глубокой, но простой по композиции резьбой. 

Лестница

Вид на лестницу и окно с первого этажа:

Особняк Е. Я. Менделевича на Маразлиевской, 28

Перила

Одна из секций Одна из секций Фрагмент резьбы Фрагмент резьбы

Вид на второй пролёт снизу:

Особняк Е. Я. Менделевича на Маразлиевской, 28

Ещё одним интересным элементом является миниатюрный деревянный тамбур, сохранивший, сильно испорченную временем и переделками, оригинальную дверь. 

Первый этаж

Тамбур Фрагмент двери тамбура, в оригинальном виде сохранилась только нижняя часть

Пространство возле входа украшают две кариатиды, которые как бы поддерживают площадку второго этажа. Композиционно они симметричны друг другу, однако при внимательном рассмотрении обнаруживается разница — свободная от поддержки свода рука кариатиды у тамбура расслаблена, опущена и поддерживает материю на уровне пояса; у второй кариатиды рука поднята, а через неё переброшена аналогичная материя, скрывающая наготу. Утраченным запястьем, вероятно, удерживался фонарь или подсвечник. У обеих скульптур обнажена грудь, что подчеркивает их античный эротизм. 

Подножие лестницы:

Кариатида:

Кариатида и декор выступа на втором этаже Кариатида и ниша Кариатида у лестницы Кариатида у тамбура

Фрагмент декора ниши:

Орнамент, обрамляющий нишу

Там же, возле лестницы, впритык к правосторонней (если смотреть снизу) кариатиде, расположена богато декорированная ниша, в которой мог располагаться светильник, ваза с цветами или скульптура. 

Общий вид вестибюля со стороны окна, хорошо просматриваются все основные элементы оформления:

Вид на кариатиду и нишу с лестницы:

На площадку второго этажа ведут два арочных проёма, пространство между которыми украшено двумя колоннами со слегка модернизированными капителями. 

Второй этаж

Колонны Капитель одной из колонн
Особняк Е. Я. Менделевича на Маразлиевской, 28

Общий вид вестибюля с площадки второго этажа

Лестничная клетка

Оформление пилястр:

Фрагмент
Кронштейн под карнизом Каннелюры

Капители полуколонн в проемах между лестничной клеткой и площадкой второго этажа:

Особняк Е. Я. Менделевича на Маразлиевской, 28

В десюдепортах дверей расположена пара путто, подобно скульптурам на фасаде. 

Скульптурная группа над одной из дверей:

Деталь Фрагмент детали Фрагмент отделки
Ниша между дверными проёмами Декоративная деталь ниши на втором этаже

Барельеф в коридоре:

Также поражает потолок лестничной клетки, который выполнен в виде овального плафона пластических форм. Он естественным образом повторяет планировочную форму лестничного объёма, стены которого, к тому же, украшены модерновыми каннелюрами и сдвоенными пилястрами.

Общий вид куполообразного свода над лестничной клеткой

   

Площадка второго этажа, общий вид

Возвращаясь к площадке второго этажа, стоит также упомянуть, нависающий непосредственно над кариатидой у лестницы, полукруглый выступ, напоминающий небольшой балкон и украшенный пышной ассиметричной скульптурой. 

Украшение выступа:

На сегодняшний день оригинальное ограждение площадки второго этажа утрачено полностью и заменено, в целях безопасности, простой деревянной конструкцией. Время и человеческая халатность неотступно уничтожают убранство уникального дома, что видно по состоянию сохранившихся элементов декора и оформления вестибюля (единственного в своем роде в городе, кстати). 
Огромное модерновое окно лестничной клетки, сохранившее неповторимый переплёт, утратило, тем не менее, витражи. 

Окно вестибюля со стороны двора:

Особняк Е. Я. Менделевича на Маразлиевской, 28

Печальная участь постигла росписи плафона и отделку стен венецианской шпаклёвкой. 

Паркет лестничной клетки в целом сохранился, однако находится в очень ветхом состоянии:

Особняк Е. Я. Менделевича на Маразлиевской, 28

В советское время бывший вестибюль роскошного особняка, ставший подъездом жилого дома, был выкрашен обыкновенной голубой краской. В нынешние времена она отошла местами от стен и обнажила оригинальную отделку. 

Дверь вестибюля демонтирована в 2011 году и заменена простой железной монолитной дверью без декора, остальные двери арки в той или иной степени сохранились. Однако, ни одна из дверей внутренних помещений, к сожалению, не дожила до наших дней.

Среди исторических эпизодов, связанных с домом и достойных мемориальной доски, стоило бы упомянуть, что здесь, в одной из доходных квартир, в 1910-е г. г. жил старший сын основателя национальной литературной школы, писателя Ицхока (Исаака) Иоэла Линецкого, выдающийся зодчий Моисей Исакович Линецкий, по проектам которого построено множество прекрасных зданий (преимущественно стиля модерн) в Одессе, в том числе и на Маразлиевской, № 2 и № 14а.

Использованная литература и архивы

Авторы

cover black

Нежинская, 38

Особняк Е. П. Стефанова можно считать одним из интереснейших зданий Нежинской и настоящей жемчужиной стиля модерн в Одессе. Небольшое по габаритам здание выделяется, тем не менее, немалым количеством оригинальных и неповторимых элементов.

Тип здания: особняк
Стиль: орнаментальный модерн, декоративный модерн, сецессион, геометрический модерн
Архитектор: А. Я. Меннер
Дата строительства: 1909
Статус: памятник архитектуры местного значения

Фасад

Общий вид

О личности архитектора, спроектировавшего элегантный особняк на Нежинской, 38, известно, к сожалению, немногое. В справочнике В. Пилявского «Здания, сооружения, памятники Одессы и их Зодчие», дом атрибутирован на основе данных из официального реестра памятников культурного наследия. Там же помещены лаконичные сведения о самом зодчем, суть которых сводится только к тому, что в начале XX-го века он жил и работал в Одессе, на чем информация обрывается.

В фундаментальном труде известного историка архитектуры В. Тимофеенко «Зодчі України кінця XVIII — початку XX століть. Біографічний довідник» они полнее. Согласно Тимофеенко, Меннер использовал в своем творчестве модернизированные формы ренессанса, что не поддается уточнению, поскольку из работ архитектора в Одессе известен только особняк некоего Е. П. Стефанова на Нежинской и существует вероятность, что прочие его сооружения либо неизвестны (не атрибутированы), либо не сохранились. Самому Меннеру принадлежал участок на Белинского, 15 и впоследствии на нем были возведены два особняка.

Общий вид

Общий вид Общий вид Общий вид

Несмотря на обилие белых пятен в истории, дом на Нежинской, тем не менее, вызывает немалый интерес. Архитектура здания самобытна и неповторима, изобилует оригинальными решениями и несвойственными для одесского модерна образцами декора, хотя в отдельных чертах напоминает творчество архитектора М. И. Линецкого .

Рекламная доска архитектора А. Я. Меннера

Стиль здания можно назвать переходным от орнаментального к геометрическому модерну и, в целом, он соответствует тенденциям архитектуры рубежа 1900-х и 1910-х годов. Количество декора не бьет через край, лепка присутствует только на сандриках и венчает пилоны портала арки, пропорции карниза и оконных наличников подчеркнуто тяжеловесны, а все их элементы — геометричны.

Отделка оконных проемов

Общий вид окон основного (первого) и полуподвального этажей

Общий вид окон основного (первого) и полуподвального этажей на фото Владимира Георгиевича Никитенко, 70-е годы

Детали оконных наличников

Сандрик Лепной элемент сандрика Вставка
Подоконная филенка и декоративная решетка окна полуподвального этажа Подоконная филенка

Лицевой фасад изначально полутораэтажного (за счет полуподвала) дома имеет небольшую ширину — семь оконных осей при значительной протяженности участка вглубь квартала. Центральная ось фланкирована безордерными пилястрами, а крайняя правая занята порталом проездной арки. Именно порталу отдана главенствующая роль в композиции фасада.

Элементы пилястр центральной оконной оси

Основание Основание Капитель

Портал проездной арки

Общий вид

Портал на фото Владимира Георгиевича Никитенко, 70-е годы

Пилоны портала имеют сложный по геометрии силуэт, их навершия с цветочной лепной орнаментацией хорошо гармонируют с сандриком над проемом арки, повторяющим сандрики окон. Сам проем перекрыт лучковой балкой, как и проемы окон полуподвального этажа. На пилонах сохранились две идентичных по исполнению мраморных таблички с именем владельца дома и его номером, свидетельствующим о том, что нумерация осталась неизменна со времен постройки.

Детали портала проездной арки

Навершие пилона Лепной элемент на навершии пилона Левосторонняя плита флагодержателя Правосторонняя плита флагодержателя
Табличка с именем владельца Табличка с номером участка

Ворота арки представляют собой настоящее произведение искусства и выполнены в ключе редкого для Одессы сецессиона. Основной мотив оформления — виноград, кованые лозы которого свободно оплетают прутья створок, а листья и гроздья придают композиции живописность и жизнь. Мотив, используемый в оформлении ворот, но в менее импровизационном виде, находит свое продолжение в решетках остекленных проемов входной двери, размещенной в арке.

Ворота

Общий вид портала и ворот

Деталь фрамуги Деталь фрамуги Фрагмент створки Деталь створки Край створки Край створки, венчающая деталь Область замка

Дверь выполнена в эклектических формах, пышно декорирована, но уже в ключе модерна. Весьма впечатляет и ее достаточно немалый размер, одна треть которого приходится на остекленную фрамугу лучковой формы.

Входная дверь в арке

Общий вид

Решетка остекленного проема Решетка остекленного проема Решетка остекленного проема, фрагмент Решетка остекленного проема, деталь
Нижняя часть створки Нижняя часть створки, деталь Нижняя часть створки, деталь Деталь

Высота внутреннего объема арки аналогична изначальной высоте дома, в ее оформлении явственен оттенок сдержанного благородства. Плоские своды поддерживаются двумя массивными балками на декоративных лепных кронштейнах, один из которых играет к тому же роль замкового камня дверного проема. Сам вход в здание оформлен по принципу портала, слегка выступающего по отношению к плоскости стены арки, и полностью лишенного декора, за исключением условных геральдических плит с двух сторон от входной двери.

Арка проезда

Общий вид

Своды, общий вид Своды, балка, ближняя к внешним воротам Своды, балка, ближняя ко двору Кронштейн

Геральдическая плита

Ворота со стороны двора ныне демонтированы и, судя по сохранившейся фрамуге, могли быть оформлены аналогично двери.

Арка со стороны двора

Общий вид Фрамуга

Дворовой фасад лицевого крыла полностью лишен какой бы то ни было отделки, а в нынешние времена к тому же искажен пристройками и глухими, обшитыми вагонкой балконами. Фасад хозяйственного флигеля дошел до наших дней в значительно лучшем состоянии и даже сохранил несколько оригинальных окон с фрамугами, выполненными в направлении декоративного модерна. Флигель имеет Г-образную в плане форму и, примыкая к главному зданию, отделяет большой двор от соседнего участка с левой стороны.

Хозяйственный флигель

Общий вид

Аутентичное окно Аутентичное окно

Справа выстроена высокая стена, получившая со стороны двора архитектурную отделку в виде глухой лучковой аркады.

Вид со стороны двора стены между участками 36 и 38

В углу, на стыке лицевого крыла и хозяйственного флигеля расположилась одна из достопримечательностей дома — великолепная каменная веранда с торжественной, богато декорированной лестницей. Лестница подчеркнуто асимметрична, каменные ограждения стилизованы под сбегающие волны. Лестница резко расширяется книзу и впечатление торжественности за счет этого усиливается. Площадка перед входом в хозяйственный флигель выложена редким по рисунку кафелем, орнаментированным в стиле декоративного модерна.

Веранда на стыке флигелей

Лестница до ремонта и перекраски (фото сделано зимой 2012 года), общий вид Лестница до ремонта и перекраски (фото сделано зимой 2012 года), общий вид Лестница до ремонта и перекраски (фото сделано зимой 2012 года), деталь ограждения Лестница до ремонта и перекраски (фото сделано зимой 2012 года), деталь
Лестница после ремонта и перекраски, общий вид Лестница после ремонта и перекраски, общий вид Лестница после ремонта и перекраски, фрагмент Лестница после ремонта и перекраски, фрагмент ограждения Лестница после ремонта и перекраски, фрагмент ограждения Лестница после ремонта и перекраски, фрагмент ограждения со стороны палисадника (перекраске не подвергался и сохранил аутентичные цвета) Лестница после ремонта и перекраски, фрагмент ограждения со стороны палисадника (перекраске не подвергался и сохранил аутентичные цвета)
Выложенная плиткой площадка веранды Выложенная плиткой площадка веранды, фрагмент Выложенная плиткой площадка веранды, фрагмент

От внутреннего убранства дома практически ничего не сохранилось, а аутентичность лепных карнизов вызывает сомнение. В советское время лицевое крыло было надстроено этажом, резко контрастирующим с остальной архитектурой особняка и к тому же нарушившим стройные пропорции главного фасада. Следы длительного отсутствия ремонтов хорошо заметны на фасадах и в арке, а надстроенный этаж привел к неравномерному оседанию почвы под домом и признаки перекоса фундамента видны невооруженным глазом.

Использованная литература и архивы

Авторы

The mansion of Mendelevich, masterly combining features of Art Nouveau and Renaissance, strikes with its decoration and design for over 100 years and remains one of the peaks of the creative work of V. I. Prohaska.

Type of building: mansion
Style: modernized Neo—Renaissance
Architect: V. I. Prohaska
Date of construction: 1909
Status: local architectural monument

General view of the facade

The land on Marazlievskaya Street was owned mostly by the aristocracy, that is why the major part of the street’s buildings is performed at the corresponding level and with highly refined interiors. Marazlievskaya Street started being lined with buildings at the turn of ХХ century, but buildings at several lots were erected quite late — this statement also concerns the area of 28.

https://maps.google.com/maps/ms?msa=0&msid=215238173253828275344.0004c8ccb809a51543247&&t=h&ll=46.480022,30.750035&spn=0,0&output=embed

In 1890s the lot was obtained by M. Asvadurov, and in the period of 1902-1907 years was purchased by a corn trader, Iefim Iakovlevich Mendelevich, «a merchant of the first guild, delegate of the merchants, a member of the bread-controlling commission of Odessa exchange; the guardian of industrial students’ school, founded by I. M. Mendelevich and etc». It is also well known, that he was related to the owner of Passage at Deribasovskaya Street, — Moisei Iakovich Mendelevich (the patronymics of both Mendelevichs coinside and there is a great chance that they were brothers).

Facade from the side of the yard

In 1909 a mansion in simple, but monumental shapes of Florentine Renaissance was built after the project of architect Vikentiy Prohaska. This architect had constructed only several buildings after his projects by that moment, but from the very beginning of his creative activity his houses had been among the finest ones. He was well advertised by a competitive project of the New Exchange and the building of the main department of Odessa private pawnshop society. For the mansion of Mendelevich, the choice of Neo—Renaissance style was not accidental, — majority of own projects by Prohaska were carried out in this very style, with the help of which the architect reached unusual refinement and monumentality. At the same time, the architect approached each project with creativity, though, as it would seem, the houses should be very similar.

A ledge above the pediment of the main facade
The mansion of Mendelevich has two floors and a habitable semi-basement, according to the plan the mansion is almost rectangular, without marked yard wings. V. I. Prohaska didn’t adhere strictly to the canons of Florentine Renaissance, but boldly mixed it with other styles, particularly with Art Nouveau that reigned at that time. The fence of light pockets of the semi-basement, entrance doors, carved wooden banisters of the main staircase were done exactly in this style. The bas-reliefs above the windows of the first floor got the interpretation peculiar to Art Nouveau. The house is crowned with a classical three-cornered pediment with a mascoron of Athena in a tympanum.

Sculpture decoration of the facade

Bas-relief depicturing Athena on the central pediment Bas-relief depicturing Athena on the central pediment General view of the decoration of the central avant-corps, a pediment and a bas-relief.
Sculptural subject on the left from the main bas-relief in the center of the left-side part of the central pediment Sculptural subject on the left from the main bas-relief in the center of the left-side part of the central pediment The main bas-relief in the centre of the left-side part of the central pediment Sculptural subject on the right from the main bas-relief in the centre of the left-side part of the central pediment Sculptural subject on the right from the main bas-relief in the centre of the left-side part of the central pediment Right-side part of the pediment, sculptural portrayal of a tree Sculptural subject on the left from the main bas-relief in the centre of the right-side part of the central pediment Sculptural subject on the left from the main bas-relief in the centre of the right-side part of the central pediment The main bas-relief in the centre of the right-side part of the central pediment Sculptural subject on the right from the main bas-relief in the centre of the right-side part of the central pediment Sculptural subject on the right from the main bas-relief in the centre of the right-side part of the central pediment.

Fragments of the facade of the building at a photo by Vladimir G. Nikitenko, 70s.

The architect almost fully covered the building with rustic stone, although thanks to the skillful usage of projecting key stones, Art Nouveau panels and bas-reliefs, the facade looks rather diverse. The bas-reliefs with images of separate scenes, united by the common theme of upbringing of children are arranged above the windows of the second floor. The stylized images of trees on the edges of the facade surface, amplifying the sculpture scenes, also grab attention.

Fragment of a cornice

Cornices under the ground floor windows

Fencing of the semi-basement

General view of the picture composition Fragment at the junction of sections Ornamental flower

Instead of traditional bas-reliefs that were arranged in panels, Prohaska placed the figures directly on the facade surface, not separating them from the house that appeals to the idea of synthesis of arts, which was one of the aims of Art Nouveau. In other words, bas-reliefs weren’t isolated from other decoration, and interacted with it (something similar was implemented in the building of Kosagonovskaya at Nezhinskaya Street, 66).

In present time, three balconies are disposed at the mansion of Mendelevich. They were installed in the  soviet times instead of the removed because of the decrepitude stone ones (unfortunately there is too little documental evidence left about their external appearance). The railing of the central balcony wasn’t preserved, but, taking into account the character of the facade and taking into account other rusticated buildings of Prohaska, the fencing of the balcony represented a stone balustrade.

Arch of the passage

View from the street Tethering posts on two sides of the arch

Communal flats were formed out of the rooms of Mendelevich’s flat, which occupied the whole first floor. Separate flats with semi-basement rooms were situated on the ground floor in the left and right wings.

Arch of the passage

General view from the inside General view from the inside

The ceilings of the arch of the yard passage are decorated with moulded mascarons that are identical to the mascarons placed on the facade of Gavsevich house (arch. S. S. Galperson, 1903). Possibly, Mendelevich had liked the mascarons of Gavsevich mansion, situated on Lidserovskiy boulevard on the way to Langeron beach.

Mascarons and a fragment of arches One of the mascarons under the cornice One of the mascarons under the cornice Moulded ornament of the cornice Arches, a flower of crosshair (nowadays remaining only in two sections of the arch)

One of the original entrance doors in the arch

Design of the lower part Design of the lower part, a fragment of décor Design of the upper part Decorative grating

Monumentality isn’t inherent in the staircase and the corridor of the first floor. On the contrary, the decoration became fanciful and pretentious because of the fulfillment, synthesizing in itself Baroque and Art nouveau.
Art nouveau stairs made entirely of wood draws special attention. Its peculiarity is the fulfillment of railings not as separate balusters but as profiled planes, covered at the same time with deep but simple by composition carving.

Stairs

A view of the stairs and the window of the ground floor.

Railings

One of the sections One of the sections A fragment of carving A fragment of carving

A view of the second flight of stairs from below.

Another interesting element is a diminutive wooden tambour that preserved an original door, badly damaged by times and alternations.

Ground floor

Tambour A fragment of the tambour’s door, only the lower part was preserved in original.

The space near the entrance is decorated with two caryatids that hold the landing of the first floor. Compositionally they are symmetrical to each other, but with a closer look the difference is revealed — the arm of the caryatid which is free from the holding, is relaxed, lowered and holds the cloth on the waist level; another caryatid’s arm is lifted, and the same cloth is thrown over it, hiding the nudity. With the lost wrist it, possibly, held a lantern or a candlestick. Both sculptures have naked breasts, which emphasizes their antique eroticism.

Foot of the stairs Caryatid and the design of a projection at the first floor Caryatid and a niche Caryatid by the stairs A fragment of niche design A fragment of niche design Ornament framing the niche Caryatid by the tambour

Also there, by the stairs, next to the right-side (if you look from downstairs) caryatid, a richly decorated niche is located, where a lamp, a vase with flowers or a sculpture could have been placed.

General view of the lobby from the side of the window, all the main decorative elements are clearly visible. View at the caryatid and the niche from the stairs.

Two arch apertures lead to the first floor landing, and the space between them is decorated with two columns with slightly modernized capitals.

First floor

Columns Capital of one of the columns

General view of the lobby from the first floor landing

Staircase

Pilasters design Pilasters design Pilasters design, a fragment Corbel under the cornice Flutes

Capitals of pilasters between the staircase and the landing of the first floor

A pair of putti is located in sopraportas of the doors, like the sculptures on the facade

Sculpture group above one of the doors Sculpture group above one of the doors Sculpture group above one of the doors, a detail Sculpture group above one of the doors, a fragment of a detail A fragment of decoration
Niche between the doorways Decorative detail of a niche on the first floor
Bas-relief in the corridor

The ceiling of the staircase also strikes; it was performed in the form of an oval plafond of plastic shapes. It naturally repeats the planning shape of the staircase part. Its walls, therewith, are decorated with Art Nouveau flute and double pilasters.

General view of the cupola-shaped vault above the staircase

First floor landing, general view

Returning to the first floor landing, it’s worth mentioning the semicircular ledge overhanging directly above the caryatid. It reminds of a small balcony and is decorated with a spectacular asymmetrical sculpture.

Decoration of a ledge Decoration of a ledge

At present the original fencing of the first floor is lost completely and substituted, for safety, with a simple wooden construction. Time and men’s negligence relentlessly destroy the decoration of the unique building, and this is seen by the condition of the preserved elements of decor and lobby design (the only one of its kind in the city, by the way).
A huge Art Nouveau staircase window, preserved the unique sash, lost, however, stained glasses.

Window of the lobby from the side of the yard.

A sad destiny reached the painting of a plafond and decoration of the walls with Venetian putty.

The parquet of the landing remained as a whole, but is in a very decrepit condition.

In the soviet times the former lobby of a luxurious mansion, which became the entrance hall of a dwelling house, was painted with an ordinary blue paint. Today it came off from the walls here and there and revealed the original decoration.

The door of the lobby was dismantled in 2011 and replaced with a simple metal monolithic door without decor; other doors of the arch were more or less preserved. However, none of the inner doors, unfortunately, has lived till the present days.

Among the historic episodes, connected with the building and worthy of a memorial plaque, it should be mentioned that the elder son of the founder of national literary school, writer Itshock (Isaac) Ioel Linetskiy, lived here in one of rented apartments, in 1910s. It was an outstanding architect, Moisei Isakovitch Liteskiy, and a lot of wonderful buildings were made after his projects (mostly in Art Nouveau style) in Odessa, including the ones at Marazlievskaya, № 2 and № 14a.

 

 

References and archives

Authors