6 заметок с тегом

1897

cover white transparent

Новосельского, 68

На долю одного из самых значимых градостроительных объектов исторического центра Одессы — здания лютеранской церкви Св. Павла, выпала непростая судьба. Пройдя все этапы советской борьбы с «опиумом для народа», будучи не раз в шаге от обрушения и сноса, храм восстал практически из пепла.

Кирха   1824—1894   1895—1917   1918—1991   Восстановление   Пасторский дом  Храмы-прообразы   Слайд-шоу
 

 Кирха в Одессе. Немецкая церковь.

Общий вид

Тип здания:
Культовое сооружение (Кирха)
Административное (пасторский дом)

Стиль:
Неороманский, кирпичный (Кирха)
Эклектика (пасторский дом)

Архитекторы:
Ф. К. Боффо, Г. И. Торичелли (Кирха, старое здание)
Г. К. Шеврембрандт, Х. Я. Скведер (Кирха, новое здание)
А. Э. Шейнс, А. И. Бернардацци (пасторский дом)

Даты строительства:
1824-1828 (Кирха, старое здание, не сохранилось)
1895-1897 (Кирха, новое здание)
1897-1899 (пасторский дом)
2000-2002 (пасторский дом, реконструкция для гостеприимного дома)
2005-2010 (Кирха, реставрация и реконструкция с перестройкой алтарной части)

Статус:
Памятник архитектуры национального значения (Кирха)
Памятник истории (пасторский дом)

Кирха на карте

вулиця Новосельського, 68, Одеса, Одеська область, Україна, 65000

1824—1894

1895—1917

1918—1991

Восстановление

Пасторский дом

Храмы-прообразы

Кирха   1824—1894   1895—1917   1918—1991   Восстановление   Пасторский дом  Храмы-прообразы   Слайд-шоу

Использованная литература и архивы

Авторы

cover black

Новосельского, 68

Из представленных на конкурс 4-х проектов лучшим был признан проект архитектора Германа-Карла Шеврембрандта (из Штутгарта, Вюртемберг), которому и было поручено исполнение работ.

Кирха   1824—1894   1895—1917   1918—1991   Восстановление   Пасторский дом  Храмы-прообразы   Слайд-шоу

Тип здания:
Культовое сооружение (Кирха)
Административное (пасторский дом)

Стиль:
Неороманский, кирпичный (Кирха)
Эклектика (пасторский дом)

Архитекторы:
Г. К. Шеврембрандт, Х. Я. Скведер (Кирха)
А. Э. Шейнс, А. И. Бернардацци (пасторский дом)

Даты строительства:
1895-1897 (Кирха, строительство)
1897-1899 (пасторский дом, строительство)
2000-2002 (пасторский дом, реконструкция для гостеприимного дома)
2005-2010 (Кирха, реставрация и реконструкция с перестройкой алтарной части)

Статус:
Памятник архитектуры национального значения (Кирха)
Памятник истории (пасторский дом)

Кирха в Одессе. Немецкая церковь.

Строительство новой Кирхи подходит к концу, начало 1897 года

Общий вид, фотография до 1899 года из журнала «Зодчий»

Реконструкция Кирхи стала первым строительным проектом Шеврембрандта в Одессе. Большая заслуга в успешном проведении строительных работ по праву принадлежит его помощнику — архитектору и инженеру Христиану Яковлевичу Скведеру (позднее сотрудничал с Э. Я. Меснером), который осуществлял основной контроль за работами. Реконструкция, проведённая в 1895-1897 годах, фактически оказалась строительством новой церкви.

Новое здание Кирхи на старых открытках

Кирха в Одессе. Немецкая церковь.

Редкая открытка конца XIX века с изображениями обоих зданий Кирхи

За последующие два года, застройка Лютеранского квартала завершилась возведением на углу переулка Топольского и улицы Новосельского нового пасторского дома (совмещённого с богадельней), проект которого выполнили другие выдающиеся одесские архитекторы того времени — А. Э. Шейнс и А. И. Бернардацци.

Наиболее популярный у издателей открыток вид, главный фасад в перспективе улицы Дворянской Главный фасад Общий вид Общий вид Общий вид Общий вид Общий вид

В 1895 году прежний храм снесли, чтобы освободить место для нового. Грандиозное (по одесским меркам) здание, вместимостью в 1200 человек, выстроили всего за два года. В 1897 году был положен последний камень. Общая сумма затрат на строительство составила 110 000 рублей. Занимая участок длиной 50 метров, шириной 22 метра и имея колокольню 48-метровой высоты, здание новой лютеранской церкви стало третьим по размерам в Российской империи (после Санкт-Петербурга и Москвы). Особенностью храма явилось то, что главный вход был направлен на северо-восток (традиционно церковь ориентируется входом в западном направлении, а алтарной частью — в восточном).

Новая Кирха на фотографиях дореволюционного периода

Общий вид Общий вид Общий вид
Стереоткрытка Фотография со стереоткрытки

1 ноября 1897 года состоялось торжественное освящение новой лютеранской церкви Св. Павла, осуществлённое пастором Густавом-Адольфом Локкенбергом, служившим в Одесском приходе с 1892 по 1907 год. За «выдающиеся заслуги в строительстве выдающегося памятника архитектуры» архитектор Г. К. Шеврембрандт в 1903 году, когда праздновался 100-летний юбилей церковного прихода, был награждён российским императором орденом Св. Станислава 3-ей степени. В том же году прославленный зодчий, выстроивший в Одессе ещё несколько изысканных и ярких зданий, отдавший городу 13 лет жизни, навсегда покидает Российскую империю. Поселившись в Берлине, с 1905 по 1908 годы, Шеврембрандт выпускает профессиональный журнал «Architectur-Konkurenzen», посвящённый европейским архитектурным конкурсам. Дальнейшая жизнь архитектора скрыта завесой тайны, а с началом Первой мировой войны его следы теряются и вовсе.

Кирха в Одессе. Немецкая церковь.

Даниэль Штейнванд, преемник Густава-Адольфа Локкенберга, пастор и пробст церкви Св. Павла с 1908 по 1919 г., последний пастор дореволюционных времен

Проектируя одесскую Кирху, Шеврембрандт использовал элементы культовой немецкой архитектуры романского периода. В экстерьере здания без труда заметны черты знаменитых кафедральных соборов в Майнце, Шпейере и Вормсе, а также церкви аббатства Мария Лаах. Двухъярусные контрфорсы разгружают романскую тяжеловесность здания и придают его силуэту устремлённость ввысь, что несомненно более традиционно для готики.

Кирха в Одессе. Немецкая церковь.

План «Лютеранского двора» со всеми зданиями общины Св. Павла после осуществления проекта Г. К. Шеврембрандта

Композиционной доминантой храма выступает внушительная пятиярусная колокольня, на момент строительства — самая высокая в городе. Кроме того, церковь находится на наивысшей точке плато Одессы, отчего колокольня заметна с очень большого расстояния — она была видна даже с находящихся в море кораблей и внесена во многие лоции как ориентир.

Колокольня

Общий вид Общий вид с крыши нового крыла Общий вид с крыши нового крыла Верхний ярус Верхний ярус Окно верхнего яруса Капитель полуколонны наличника окна верхнего яруса Вид снизу вверх (с боковой стороны) Люкарна шатра Оригинальная черепичная кладка шатра Новый крест, венчающий колокольню

Лестничные башни

Правосторонняя башня Левосторонняя башня Левосторонняя башня Простенок между окнами левосторонней башни
Кирха в Одессе. Немецкая церковь.

Вид с из окон лестничной башни на угол улиц Новосельского и Дворянской (Петра Великого), 1970-80-е г.г.

Благодаря всё той же колокольне, силуэт главного фасада Кирхи эффектно замыкает перспективу улицы Дворянской.

Стены здания выложены из отборных блоков камня-ракушечника Касперовской каменоломни, их не планировалось покрывать штукатуркой и краской. По замыслу архитектора, немногочисленные резные детали из цельного камня должны были тонко контрастировать с более крупномасштабными композиционными элементами, составленными художественно продуманной каменной кладкой (что свойственно т. н. «кирпичному стилю» того времени). Отсутствие штукатурки и лепного декора позволило снизить стоимость строительства. Кое-где каменная кладка перемежается поясами из красного кирпича, что нередко встречается в романской и византийской архитектуре.

Элементы главного фасада

Карниз торцевой стены основного объема, выходящей в сторону главного фасада Основание лестничной башни Окно нижнего яруса лестничной башни и кирпичные вставки кладки Окна среднего яруса колокольни Торец контрфорса (правостороннего)

Снесённая при последней реконструкции апсида имела по коньку крыши незначительно меньшую высоту, в сравнении с основным объёмом здания и фланкировалась на их стыке двумя квадратными в плане башнями (к счастью, сохраненными).

Башни алтарной части

Правосторонняя башня, вид с крыши нового крыла Правосторонняя башня Правосторонняя башня Правосторонняя башня, вид сверху вних с крыши нового крыла Правосторонняя башня, элемент, венчающий шатер Левосторонняя башня, вид с крыши нового крыла Левосторонняя башня Левосторонняя башня Левосторонняя башня Левосторонняя башня, капитель центральной полуколонны наличника Левосторонняя башня, капитель центральной полуколонны наличника Левосторонняя башня, капитель боковой полуколонны наличника
Кирха в Одессе. Немецкая церковь.

Вид на апсиду и башни алтарной части незадолго до пожара в 1976 года

Порталы на оси трансепта выполнены в виде массивных веранд, вынесенных за пределы плоскости фасада и украшенных медальонами.

Боковые порталы

Правосторонний портал, общий вид Правосторонний портал, общий вид Правосторонний портал, общий вид Правосторонний портал, медальон Декоративная полуколонна

Элементы боковых фасадов

Окно второго яруса Окно второго яруса Ложный проем второго яруса Окно второго яруса, капитель полуколонны наличника Окна первого яруса Окна первого яруса Окна первого яруса Одна из вставок над окнами первого яруса Карниз
Центральный фрагмент бокового фасада Центральный фрагмент бокового фасада
Окно углового технического помещения Окно углового технического помещения Окно углового технического помещения

Портал главного входа (со стороны Новосельского) покрыт раскреповками в виде стройных полуколонн с пышными резными капителями. Над порталом располагается окно-роза, изначально служившее источником освещения технических помещений непосредственно под колокольней.

Портал главного входа

Общий вид, фотография до 1899 года из журнала «Зодчий»

Общий вид Общий вид Общий вид Декоративная полуколонна Декоративная полуколонна Декоративная полуколонна, капитель Капители тройных полуколонн Капители тройных полуколонн Капители тройных полуколонн Капители тройных полуколонн

Дверь главного входа

Кирха в Одессе. Немецкая церковь.

Дверь до пожара 1976 года

Кирха в Одессе. Немецкая церковь.

Воссозданное кованное украшение двери главного входа

Плоскости крыши основного объёма оживляются люкарнами.

Люкарны

Люкарна первого яруса Люкарна  второго яруса
Кирха в Одессе. Немецкая церковь.

Угловая люкарна на уровне карниза

Изначально, вместе с апсидой они были покрыты марсельской черепицей различных цветов (клеймо: Grande ecaille pour toiture, Brevetes SGDG, St. Henry-Marseilles, Roux-Freres), из которой складывались полихромные геометрические узоры.

Изначально крыша Кирхи была покрыта аналогичной черепицей Черепица с крыши основного объема

Подобное решение нередко встречалось в поздней готике различных стран Европы, а позднее и в северном ренессансе. Среди примеров стоит упомянуть один из архитектурных символов Вены — Собор Св. Стефана.
Время и обстоятельства, о которых будет сказано позднее, не пощадило ни перекрытий, ни самой крыши здания. Сложенный из кирпича двух цветов шпиль колокольни, сохранил геометрические узоры, когда то гармонировавшие с узорами из черепицы на крыше.

В основу плана здания была заложена раннехристианская базилика с присущими ей принципами продольной организации пространства (храм воплощает корабль).

Планы и схемы

Общая планировка

Схема поперечного разреза кирхи, чертеж Шеврембрандта, опубликованный в журнале «Зодчий» в 1899 году

Внутренний объём делился на три нефа, а основным мотивом интерьера стали полуциркульные арки. В отличие от стилистических оригиналов, здесь однако отсутствовало угнетающее чувство тяжести, в чём немалую роль сыграло обилие готических деталей интерьера с их устремлёнными ввысь пропорциями. В частности, готическими были отделка апсиды, алтарь и хоры. Большая часть элементов была выполнена из дерева тёмных тонов в различных цветовых сочетаниях.

Первоначальные (не сохранившиеся) интерьеры Кирхи

Вид на алтарь Вид на алтарь Вид на алтарь Колонны зала, фотография середины 1960-х. г.г. Часть органных хоров над главным входом, 1975 г. Хоры (с картины Ю. Е. Клименко), 1974 г.

Благодаря щедрым пожертвованиям оказалось возможным отлить три колокола и изготовить витражи. Новый орган был собран и поставлен известной фирмой «Е. Ф. Валькер» из г. Людвигсбург в Вюртемберге.

Использованная литература и архивы

Авторы

cover black

Новосельского, 68

В феврале 1920 года в Одессе устанавливается власть большевиков, а в октябре 1921 года специальная комиссия изымает имевшиеся у церкви метрические книги, которые велись с 1820 года. Начавшийся голод послужил поводом для изъятия 3 мая 1922 года комиссией губисполкома немало церковных ценностей из евангелическо-лютеранского прихода Св. Павла.

Кирха   1824—1894   1895—1917   1918—1991   Восстановление   Пасторский дом  Храмы-прообразы   Слайд-шоу

Общий вид Кирхи, фотография предположительно 1920-х г.г.

Однако по-настоящему сложные для общины времена настали с началом широкомасштабных репрессий 1930-х годов (т. н. годы «большого террора»), когда по несправедливым обвинениям было уничтожено до 8 миллионов советских граждан, среди которых были священники и верующие всех религиозных конфессий страны. Фридрих Мерц, служивший викарием в Одессе в 1916-1919 гг., погиб в 1931 году в Соловецких лагерях.

Кирха, 1930-е г.г. (фотография из коллекции А. Дроздовского)

Последний пастор Одесского прихода Карл Карлович Фогель был арестован 4 июля 1937 г. и расстрелян в том же году 27 октября, а церковный регент и органист, профессор Одесской консерватории и концертмейстер Одесского оперного театра Теофил Данилович Рихтер (отец выдающегося советского пианиста ХХ столетия Святослава Рихтера) был расстрелян вместе с другими 23 членами «немецкой» церкви в октябре 1941 года, незадолго до вступления немецко-румынских войск в Одессу.

Кирха в Одессе. Немецкая церковь.

Карл Фогель, последний пастор Кирхи

Богослужения в здании Кирхи прекратились в 1938 году, тогда же со шпиля церкви был снят крест. В период румынской оккупации Одессы церковь Св. Павла вновь была открыта 7 декабря 1941 года, службы в ней проходили вплоть до конца декабря 1943 года. Духовное служение в Одесском приходе в этот период осуществляли лютеранские пасторы из немецких общин в Румынии. За такой короткий период, всего около двадцати пасторов, в той или иной степени, внесли свою лепту в восстановление церковных традиций в городе.
В послевоенное время здание церкви было передано Институту связи им. Попова, главный корпус которого вырос в непосредственной близости к нему. Храм долгое время эксплуатировался в качестве склада, а позднее — спортзала. В апсиде были оборудованы туалеты и душевые для спортсменов, а снаружи к зданию пристроили прачечную, что привело к разрушению фундаментов из-за попадания воды и сточных вод.

Кирха в послевоенные времена

Кирха в Одессе. Немецкая церковь.

Общий вид со стороны общежития Института связи им. Попова

На хорах было установлено оборудование для занятий велосипедным спортом, борьбой и гимнастикой. В результате, в несущих конструкциях храма появились глубокие трещины. Разрушение Кирхи продолжалось десятилетиями — медленно, но верно здание умирало.

Кирха в Одессе. Немецкая церковь.

Трещины и другие серьезные повреждения фасада, фото 1975 года

В начале 1960-х широкой общественности стали известны планы руководства Института связи снести аварийное сооружение под строительство еще одного общежития для студентов. В 1965-1966 годах разгорелась ожесточённая борьба за сохранение церкви Св. Павла. Не только Государственная служба охраны культурного наследия Украины, но и ведущие представители интеллигенции Одессы и студенты различных вузов выразили свой протест против сноса Кирхи. Благодаря их энергичному противодействию, удалось отменить уже намеченный взрыв многострадального здания.

Кирха в Одессе. Немецкая церковь.

Фрагмент крыши, фото начала 1970-х

В 1971 году областной Союз архитекторов стал ходатайствовать об отнесении здания церкви Св. Павла к категории памятников архитектуры и его сохранении (это произошло только в 1979 году).
А между тем, в Кирхе шли систематические ремонтно-реставрационные работы: с тем, чтобы использовать её в качестве органного и концертного зала. Широкие круги общественности поддержали этот проект пожертвованиями.

Кирха в конце 1970-х г.г.

Общий вид Общий вид

Когда эта цель была уже почти достигнута, пожар ночью 9 мая 1976 года почти полностью уничтожил здание, оставив от него лишь каменный остов. Практически полностью погибли интерьеры и частично были утрачены конструкции перекрытий. Слухи о преднамеренном поджоге не утихают в городе до сих пор.

Кирха в Одессе. Немецкая церковь.

Пожар в ночь на 9 мая 1976 года

Кирха после пожара

Общий вид, конец 1970-х г.г. Общий вид, конец 1970-х г.г. Общий вид, фото 1986 года
Колокольня, фото рубежа 1970-х и 1980-х годов (фотограф Н. Дуценко) Правосторонний боковой фасад и башни алтарной части, фото рубежа 1970-х и 1980-х годов (фотограф Н. Дуценко)
Портал главного входа, 1978 год Алтарная часть и апсида, 1978 год Боковой фасад, портал и внешние стены
Обугленные при пожаре столбы и балки зала Хоры

Лишь в 1987 году работы по восстановлению здания возобновились. Собранных средств, естественно, хватило лишь на проведение противоаварийных мер на руинах того, что когда-то было зданием лютеранской церкви. На этом всё снова уперлось в тупик.

План восстановления, разработанный Киевским институтом по охране памятников (1989 г.)

Кирха в Одессе. Немецкая церковь.

Титульный лист

Кирха в Одессе. Немецкая церковь.

План переоборудования Кирхи и пасторского дома (дома престарелых) в концертный зал и музыкальный центр

Здание продолжало ветшать с катастрофической быстротой, превратившись в 90-е годы в обвалоопасное пристанище для бездомных и личностей сомнительного образа жизни.

Кирха в Одессе. Немецкая церковь.

Вид Кирхи к празднованию столетия в 1997 году

Фрагмент руинированного фасада (вторая половина 1990-х годов) Фрагмент руинированного фасада (вторая половина 1990-х годов) Заложенные окна нижнего яруса (вторая половина 1990-х годов) Портал главного входа (вторая половина 1990-х годов) Окна технических помещений (вторая половина 1990-х годов) Одна из малых полуколонн (вторая половина 1990-х годов)
Интерьер церкви, вид на заложенную апсиду, 1989 год. Вид со стороны апсиды на главный вход Вестибюль Стабилизирующая стальная конструкция в апсиде

Кирха в первой половине 2000-х г.г.

Общий вид, фотография 2004 г. Общий вид, фотография 2004 г. Общий вид с крыши дома на Новосельского, 66, фотография 2004 г. Общий вид, фотография 2004 г. Апсида, фотография 2004 г.

Использованная литература и архивы

Авторы

Among the submitted 4 projects for the competition, the project of the architect Hermann-Karl Shevrembrandt (from Stuttgart, Württemberg) was named the best, the architect was charged with implementing the work.

Lutheran Church   1824—1894   1895—1917   1918—1991   Restoration   Parsonage  Temples-prototypes   Slideshow

Type of building:
Religious cult structure (Lutheran Church)
Administrative (Parsonage)

Style:
Neoromanticism, brick (Lutheran Church)
Eclecticism (Parsonage)

Architects:
G. K. Shevrembrandt , H. Y. Skveder (Lutheran Church)
A. E. Sheyns, A. I. Bernardazzi (Parsonage)

Date of construction:
1824-1828 (Lutheran Church, old building, not preserved)
1895-1897 (Lutheran Church, the new building)
1897-1899 (Parsonage)
2000-2002 (Parsonage, reconstruction for hospitable home)
2005-2010 (Lutheran Church, restoration and reconstruction with restructuring of the altar)

Status:
Architectural monument of national importance (Lutheran Church)
Historical monument (Parsonage)

Lutheran Church in Odessa. German church.

Construction of the new Lutheran Church coming to an end, the beginning of 1897

Reconstruction of the Lutheran church was the first construction project of Shevrembrandt in Odessa. A great service for the success of the construction work belongs by right to his assistant — the architect and engineer Christiane J. Skveder (later collaborated with E. Y. Mesner), who carried out the basic control of the works. Reconstruction carried out in the years 1895-1897, was actually a building of the new church.

The new Lutheran Church building on old postcards

Lutheran Church in Odessa. German church.

Rare card of the late XIX century, with images of both buildings of the Lutheran Church

Over the next two years, the development of Lutheran block ended with erection of the new the Parsonage at the corner of Topolsky lane and Novoselskogo Street (combined with the almshouse), a project was performed by other prominent Odessa architects of the time — A. E. Sheyns and A. I. Bernardazzi.

Most popular view of postcards publishers, the main façade of the street in

Dvoryanskaya Street perspective

Main facade General view General view General view General view

In 1895 the old temple was demolished to make room for the new one. A grandiose (by the standards of Odessa) building, with a capacity of 1,200 people, was built in just two years. In 1897, the last stone was laid. The total cost of construction amounted to 110,000 rubles. Occupying an area of 50 meters, a width of 22 meters and having a steeple 48 meters high, the building of a new Lutheran church was the third in size in the Russian Empire (after St. Petersburg and Moscow). The peculiarity of the temple was the fact that the main entrance was directed to the north-east (traditionally a church entrance orientates in the west, and an altar — in the east).

New Lutheran Church in pre-revolutionary photographs

General view General view General view Stereo card Photograph from the stereo card

November 1, 1897, the solemn consecration of the new St. Paul's Lutheran Church, was carried out by the pastor Gustav-Adolf Lokkenbergom, serving in Odessa parish from 1892 to 1907. For «signal achievements in the building of the outstanding landmark» architect G.K. Shevrembrandt in 1903, when celebrated the 100th anniversary of the parish, was awarded with the Russian Order of St. Stanislaus of third degree by the Russian Emperor. In the same year, the famous architect, having built several exquisite and colorful buildings in Odessa, having given up 13 years of life to the city, left the Russian Empire forever. Settling in Berlin from 1905 to 1908, Shevrembrandt issued a professional magazine «Architectur-Konkurenzen», devoted to the European architectural competitions. Further life of the architect is under a veil of secrecy, and with the beginning of the First World War his traces disappeared completely.

Lutheran church in Odessa. German church.

Daniel Shteynvand, the successor of Gustavus Adolphus Lokkenberg, the pastor and the provost of the Church of St. Paul's from 1908 to 1919, the last pastor of the pre-revolutionary times

By projecting Odessa Lutheran Church, Shevrembrandt used elements cult German architecture of Romanesque period. In the exterior of the building there are easily noticeable features of famous cathedrals in Mainz, Speyer and Worms, and the Maria Laach abbey church. Double-deck counterforts unload Romanesque heaviness of the building and give a silhouette upward aspiration, which is undoubtedly more traditionally for Gothic.

Lutheran Church in Odessa. German church.

The plan of «Lutheran court» with all the buildings of the community of St. Paul after the implementation of G. K. Shevrembrandt's project

An impressive five-tiered steeple is the compositional dominant of the temple, at the time of construction — the highest in the city. In addition, the church is located on the highest point of the plateau of Odessa, causing the steeple visibility from a long distance — it was visible even from ships at sea and was included in many sailing directions as a reference point.

Steeple

General view General view from the new wing roof General view from the new wing roof Upper tier Upper tier Upper tier window Semi column capital of a window case of the upper tier Hipped roof lucarne Original tile masonry of the hipped roof New cross, crowning the steeple

Stair towers

Right-side tower Left-side tower Left-side tower Pier between the left-side tower windows
Lutheran Church in Odessa. German church.

A view of the corner of Novoselskogo Street and Dvoryanskaya Street(Peter the Great Street) from the stair tower windows, 1970-80s.

Due to the same steeple, the silhouette of the Lutheran Church main facade effectively closes the perspective of Dvoryanskaya Street.

The walls of the building are made of selected blocks of shell limestone of Kasperovskaya stone quarry, they were not planned to be covered with plaster and paint. According to the architect, the few carved parts from a single stone had to contrast subtly with the larger-scale compositional elements composed from artistically considered masonry (which is characteristic of so-called «Brick style» of the time). Lack of plaster and stucco mouldings reduced the cost of construction. Here and there the masonry alternate with zones of red brick, that often occurs in the Romanesque and Byzantine architecture.

Main facade elements

Cornice of the front wall of the main bulk, facing the main façade side Stair tower base Window of the stair tower lower tier and brick inserts of the masonry Window of the middle steeple tier Counterfort face (right-side)

Demolished during the last reconstruction apse was on the roof ridge slightly lower height compared to the bulk of the building and was flanked at their junction with two square towers (fortunately preserved).

Altar part towers

Right-side tower from the new wing roof Right-side tower Right-side tower Right-side tower, a view top-down from the new wing roof Right-side tower, the element, crowning the hipped roof Left-side tower, a view from the new wing roof Left-side tower Left-side tower Left-side tower Left-side tower, the capital of the central semi column case Left-side tower, the capital of the central semi column case Left-side tower, the capital of the side semi column case
Lutheran Church in Odessa. German church.

A view of the apse and the altar part tower shortly before the fire in 1976

Portals to the axis of the transept are made in the form of massive verandas, taken out ​​of the range of the facade plane and decorated with medallions.

Side portals

Right-side portal, general view Right-side portal, general view Right-side portal, general view Right-side portal, medallion Decorative semi column

Side facades elements

Second tier window Second tier window
Dummy aperture of the second tier Second tier window, the capital of the semi column case First tier windows First tier windows First tier windows A panel over the first tier windows Cornice
Central fragment of the side facade Central fragment of the side facade
Window of the corner utility services room Window of the corner utility services room Window of the corner utility services room

Portal of the main entrance (in Novoselsky Street) is covered with pilaster sides in the form of slender semi columns with magnificent carved capitals. Above the portal there is a rose window, initially served as a source of lighting for utility services rooms directly under the steeple.

Portal of the main entrance

General view General view General view Decorative semi column Decorative semi column Decorative semi column, capital Triple semi columns capitals Triple semi columns capitals Triple semi columns capitals Triple semicolumns capitals

Main entrance door

Lutheran Church in Odessa. German church.

Door before the fire 1976

Lutheran Church in Odessa. German church.

Recreated forged decoration of the main entrance door.

Roof planes of the main bulk are enlivened with the lucarnes.

Lucarnes

First tier lucarne First tier lucarne
Lutheran Church in Odessa. German church.

Corner lucarne on the cornice level
Initially, they and the apse were covered with Marseilles tile of various colors (brand: Grande ecaille pour toiture, Brevetes SGDG, St. Henry-Marseilles, Roux-Freres), of which polychrome geometric patterns were folded.

Initially, the Lutheran Church roof was covered with the similar tile Tile from the roof of the main bulk

Such a solution was often encountered in the late Gothic style in different European countries, and later in the Northern Renaissance. Among the examples worth mentioning one of the architectural symbols of Vienna — St. Stephen's Cathedral.
The time and circumstances, which will be discussed later, spare neither laps nor the roof of the building. Built of brick of two colors the steeple spire retained geometric patterns, once being in harmony with the tile patterns on the roof.

Early Christian basilica, with its principles of organization of the longitudinal space (the temple embodies the ship) was laid in the plan of the building.

The Lutheran Church scheme

Lutheran Church in Odessa. German church.

The internal bulk was divided into three naves, and the main motif of the interior was semicircular arches. In contrast to the stylistic originals here, however, there was no depressing feeling of heaviness, owing largely to the role played by the abundance of Gothic interior parts with their soaring proportions. In particular, the apse finishing, the altar and the choir were gothic. Most of the items were made of dark tones wood in a variety of color combinations.

Original( not preserved) Lutheran Church interiors

A view of the altar A view of the altar A view of the altar Interior columns, photograph of the midst 1960s Organ choir part over the main entrance, 1975 Choir (picture by U.E. Klimenko), 1974

Generous donations made it possible to cast three bells and make stained glasses. The new organ was assembled and delivered by the well-known «E. F. Walcker» from Ludwigsburg in Württemberg.

References and Archives

Authors

In February 1920, power of the Bolsheviks was established in Odessa, and in October 1921, a special committee withdrew church registers of births, which had been conducted since 1820. Spreading famine gave rise to the confiscation of many church treasures from the Evangelical Lutheran parish of St. Paul by the province executive committee on May 3, 1922.

Lutheran Church   1824—1894   1895—1917   1918—1991   Restoration   Parsonage  Temples-prototypes   Slideshow

However, the really difficult times had come to the community with the beginning of large-scale repression of the 1930s (so-called «Great Terror»), when about 8 million Soviet citizens, among them priests and the religious of all confessions of the country were annihilated on unjust charges. Friedrich Merz, who served as a vicar in Odessa in 1916-1919, was lost in 1931 at the Solovetsky camps. The last pastor of Odessa parish Karl K. Fogel was arrested July 4, 1937 and executed by shooting on October 27 of that year; the church choirmaster and organist, professor of Odessa Conservatoire and concertmaster of the Odessa Opera House Theophilus D. Richter (the father of the eminent Soviet pianist of the twentieth century Sviatoslav Richter) was shot with the other 23 members of the «German» church in October 1941, shortly before the entry of the German and Romanian troops in Odessa.

Lutheran Church in Odessa. German church.

K. Fogel, the last pastor of the Lutheran Church

Public liturgy in the Lutheran church stopped in 1938, the same year the cross from the spire of the church was removed. During the Romanian occupation of Odessa the Church of St. Paul was again opened on 7 December 1941, the service was held until the end of December 1943. The celebration in Odessa parish in this period was carried out by the Lutheran pastors of the German community in Romania. In such a short period, a total of about twenty pastors, to some extent, contributed to the restoration of church traditions in the city.
After the war the building was given Popov Institute of Communications, which main building rose up close to it. The temple was used as a warehouse for a long time, and later — the gym. The apse was equipped with toilets and showers for athletes, and a laundry was attached to the outside of the building, that led to the destruction of the foundations due to the ingress of water and wastewater.

Lutheran Church in postwar times

Lutheran Church in Odessa. German church.

General view from Popov Institute of Communications side

The choir were equipped to practice cycling, wrestling and gymnastics. As a result, deep cracks appeared in bearing structures of the temple. The Lutheran Church destruction continued for decades — slowly but inevitably the building was perishing.

Lutheran Church in Odessa. German church.

Cracks and other extensive damages of the façade, photograph 1975

In the early 1960s, the Institute leader’s plans to demolish the dangerous structure for the construction of another student’s dormitory became known to the public at large. In 1965-1966 a fierce struggle for the preservation of the church of St. Paul broke out. Not only the State Security Service of the cultural heritage of Ukraine, but also the leading intellectuals of Odessa and students from various higher schools protested against the demolition of the church. Through their vigorous resistance, it was success in cancellation of the planned explosion of the long-suffering building.

Lutheran Church in Odessa. German church.

Roof fragment, photograph early 1970s

In 1971, the Regional Union of Architects applied for identifying the building of the church of St. Paul in the category of architecture monuments and its preservation (it was only in 1979).
Meanwhile, in the church there were systematic restoration works: in order to use it as an organ and concert hall. Public at large supported this project with donations.

When this goal was almost achieved, the fire at night May 9, 1976 almost completely destroyed the building, leaving only the stone case. Almost completely interiors and partially lap structures were lost. Rumors about a deliberate arson have not been ceasing in the city until now.

Lutheran Church in Odessa. German church.

Fire at night May 9,1976

Lutheran Church after the fire

General view, the end 1970s General view, the end 1970s General view, photograph 1978
Steeple, photograph by N.Dutsenko at the turn of 1970s and 1980s Right-side facade  and altar towers, photograph by N.Dutsenko at the turn of 1970s and 1980s Main entrance portal, 1978 Altar part and apse, 1978 Side facade, portal and outward walls
Interior columns and beams charring during the fire Choir

Only in 1987, the reconstruction of the building was resumed. Raised funds, of course, were enough only to carry out anti-damage measures in the ruins of what was once the Lutheran church. And everything again reached a dead end.

Restoration Plan, developed by the Kiev Institute for Protection of Monuments (1989)

Lutheran Church in Odessa. German church.

Title page

Lutheran Church in Odessa. German church.

Church and parsonage (nursing home) conversion plan in the Concert Hall and Music Center

The building was becoming dilapidated disastrously fast, turned into a dangerous shelter for the homeless and persons of doubtful lifestyle.

Lutheran Church in Odessa. German church.

A view of Lutheran Church to the centennial celebration in 1997

A fragment of the facade ruins (the second half of 1990s) A fragment of the facade ruins (the second half of 1990s) Laid windows of the lower tier (the second half of 1990s) Main entrance portal (the second half of 1990s) Windows of the utility services room (the second half of 1990s) One of the small semi columns (the second half of 1990s)
Church interior, a view of the laid apse, 1989 A view of the main entrance from the apse Lobby Stabilizing steel structure in the apse

References and Archives

Authors

Cruel fate fell to one of the most significant objects of historical center of Odessa — St. Paul’s Lutheran Church. Passed all stages of the Soviet struggle against the «opium of the people», being more than once on the verge of collapse and demolition, the temple has risen almost from ashes.

Lutheran Church   1824—1894   1895—1917   1918—1991   Restoration   Parsonage  Temples-prototypes   Slideshow

 Lutheran Church in Odessa. German church. Tourism in Odessa.

General view

Type of building:
Religious cult structure (Lutheran Church)
Administrative (Parsonage)

Style:
Neoromanticism brick (Lutheran Church)
Eclecticism (Parsonage)

Architects:
F. C. Boffo, G. I. Torricelli (Lutheran Church, the  old building)
G. K. Shevrembrandt, H. Y. Skveder (Lutheran Church, the new building)
A. E. Sheyns, A. I. Bernardazzi (Parsonage)

Date of construction:
1824-1828 (Lutheran Church, old building, not preserved)
1895-1897 (Lutheran Church, the new building)
1897-1899 (Parsonage)
2000-2002 (Parsonage, reconstruction for hospitable home)
2005-2010 (Lutheran Church, restoration and reconstruction with restructuring of the altar)

Status:
Architectural monument of national importance (Lutheran Church)
Historical monument (Parsonage)

1824—1894

1895—1917

1918—1991

Restoration

Parsonage

Temples-protypes

 
References and Archives

Authors