3 заметки с тегом

1887

cover

Канатная, 81/1

Корпус 1 был первым зданием комплекса и единственным, возведённым при жизни Ф. В. Гонсиоровского. Архитектура дома фактически продиктовала дальнейшую застройку квартала.

О комплексе   Канатная, 81/1   Канатная, 81/2   Канатная, 81/3   Канатная, 81/4   Канатная, 81/5   Канатная, 81/6

Тип здания: жилой дом, корпус жилого комплекса
Стиль: эклектика, ренессанс
Архитектор: Ф. В. Гонсиоровский
Дата строительства: 1885-1887
Статус: памятник архитектуры местного значения
Другой адрес: Итальянский бульвар, 11

Лицевые фасады

Фасад по Итальянскому бульвару Фасад по Итальянскому бульвару Фасад по Итальянскому бульвару, правостороннее (угловое) крыло Угловое крыло Фасад по Канатной, угловое крыло Фасад по Канатной, угловое крыло Фасад по Канатной, правостороннее крыло

Дворовые фасады

Общий вид, со стороны корпуса 5 Общий вид, со стороны корпуса 6 Фрагмент дворового фасада, из окна корпуса 6 Общий вид, со стороны корпуса 3 Общий вид, со стороны корпуса 3 Оконная ось (вид снизу вверх), со стороны корпуса 3 Один из ризалитов, из окна корпуса 2

Корпус 1 (или корпус Гонсиоровского), представляет собой трёхэтажное здание, выдержанное в стилистике ренессанса. Несмотря на неправильную форму занимаемого участка, оба его лицевых фасада симметричны. Их центральные части, сдвинутые с красной линии вглубь участка, вместе с боковыми крыльями образуют небольшие дворы — палисадники, отгороженные от улицы кованой оградой (сохранена только со стороны Канатной).

Ограда

Общий вид Пилоны ворот Кованная ограда, пики

Ограждение полуподвала

Фрагмент Фрагмент

Фрагменты постамента неопределенного назначения

В углах палисадников устроены входы в подъезды здания. В корпусе 1 их пять: три из них имеют по два входа — из палисадника и со стороны двора, один — только со двора. Пятый оборудован в угловом крыле и со двором сообщения не имеет, хотя здесь также устроено два входа, один из которых фасадный и расположен на красной линии улицы Канатной, второй — устроен в вышеупомянутом палисаднике.

Входы в подъезды

Вход со стороны палисадника на Канатной Вход со стороны палисадника на Канатной, фрагмент козырька Вход со стороны палисадника на Канатной, фрагмент столбика козырька Один из входов со стороны двора Один из входов со стороны двора Один из входов со стороны двора, козырёк

В каждом из подъездов входы находятся на одной оси и ведут в продолговатый тамбур, торцы которого и занимают. Трёхарочная аркада, отделяющая тамбур от лестничной клетки, устроена (примерно) в центре одной из сторон тамбура.

Тамбуры подъездов

Тамбур подъезда по Канатной, в угловом крыле Аркада лестничной клетки Аркада лестничной клетки Аркада лестничной клетки

Лестничная клетка квадратная в плане, с короткими маршами и простыми бюджетными ограждениями. Между этажами оборудовано по три марша, с двумя небольшими квадратными площадками между ними. Внешние стороны лестничных маршей покоятся на массивных арочных конструкциях, в проёмы которых вписаны секции перил.

Лестничные клетки

Вид снизу вверх Вид снизу вверх Вид сверху вниз Арки пролётов Арки пролётов

Перила

Пролётная секция Горизонтальная секция

Второй этаж идентичен по планировке первому. Здесь устроена такая же аркада, а тамбуру первого этажа соответствует аналогичный продолговатый объём. Сама лестничная клетка освещается с помощью окон, выходящих в специально оборудованную, световую шахту, перекрытую стеклянным фонарём и служащую, по совместительству, средством освещения различных технических помещений в квартирах (кладовые, санузлы и т. д.). Такой шахтой снабжён каждый из пяти подъездов. Третий этаж аркады не имеет, а его лестничная клетка оканчивается ограждениями с четырьмя каменными стойками.

Ограждения третьего этажа

Техническая лестница

Общий вид Фрагмент балясины

В целом, несмотря на скромность внутреннего убранства (учитывая предназначение здания), подъезды, спроектированные Гонсиоровским, отличаются интересной игрой пространства, света и геометрии. В равной степени с эстетической, хорошо продумана и практическая, рациональная сторона.
Фасады дома, как уже упоминалось, по красным линиям симметричны, углы крыльев подчёркнуты пилястрами с капителями коринфского ордера, а центр каждой фасадной плоскости выделен неглубоким ризалитом.

Капители пилястр

Композиция двух капителей на углу Композиция двух капителей на углу Капитель (лицевой фасад) Капитель (дворовой фасад)

Наиболее пышно оформлен второй этаж, окна которого увенчаны полукруглыми сандриками на лепных кронштейнах, с мелким растительным декором (на центральных ризалитах, сдвинутых с красной линии крыльев, присутствуют также классические, треугольные сандрики).

Оформление второго этажа

Окна (дворовой фасад) Окна (по Итальянскому бульвару) Окно с полукруглым сандриком Окно с полукруглым сандриком Балконная дверь с треугольным сандриком  (по Итальянскому бульвару) Кронштейн сандрика (по Итальянскому бульвару) Кронштейн сандрика (по Канатной) Сдвоенные окна углового крыла Капитель межоконной пилястры

Аутентичное ограждение балкона

Проёмы окон первого и третьего этажей фланкированы по краям безордерными пилястрами, а простенки первого этажа покрывает глубокий горизонтальный руст.

Оформление первого этажа

Окно с фланкирующими пилястрами Сдвоенные окна (по Итальянскому бульвару) Подоконная филёнка Руст

Оформление третьего этажа

Сдвоенные окна (по Итальянскому бульвару) Капитель межоконной пилястры (по Итальянскому бульвару) Капитель фланкирующей пилястры (по Итальянскому бульвару) Капитель фланкирующей пилястры (по Итальянскому бульвару)

Центральные ризалиты фасадных плоскостей на красных линиях венчаются разорванными фронтонами, в общих чертах позаимствованными из архитектуры барокко.

Фронтоны

Общий вид верхней части ризалита и фронтон (по Итальянскому бульвару) Общий вид фронтона Фрагмент фронтона

Дымоходы

На цоколе фасада по Канатной сохранена рекламная доска архитектора, иллюстрирующая один из вариантов написания его фамилии — Ф. В. Гонсюровскiй (оригинальная орфография сохранена).
Корпус, построенный Гонсиоровским, был последней масштабной работой зодчего (умер в 1891 году на станции Обь).

Рекламная доска архитектора

Использованная литература и архивы

  • «Зодчие Одессы». В. Пилявский
  • «Архитектура Одессы. Стиль и время» В. Пилявский
  • «Здания, сооружения, памятники Одессы и их Зодчие». В. Пилявский

Авторы

cover

Канатная, 81

На рубеже 1880-х и 1890-х годов Одесса украсилась крупнейшим, по тем временам, жилым комплексом. По посмертному желанию одесского благодетеля П. З. Ямчитского, вблизи Куликового поля, был возведён архитектурный ансамбль, размах и монументальность которого поражают и поныне.

О комплексе   Канатная, 81/1   Канатная, 81/2   Канатная, 81/3   Канатная, 81/4   Канатная, 81/5   Канатная, 81/6

Тип здания:
жилой комплекс

Стиль:
Эклектика, ренессанс (корпуса 1-5)
Геометрический модерн (корпус 6)

Архитекторы:
Ф. В. Гонсиоровский (корпус 1)
Н. К. Толвинский и инж. К. В. Ходецкий (корпуса 2-5)
Л. М. Чернигов (?) (корпус 6)**

Дата строительства:
1885-1887 (1-я очередь, корпус 1)
1890-1895 (2-я очередь и завершение строительства, корпуса 2-5)
1910-е (корпус 6)

Статус:
Памятник архитектуры местного значения (корпуса 1-5)
Объект фоновой застройки (корпус 6)

Другие адреса:
Итальянский бульвар, 9 и 11
пер. Ямчитского, 2 и 4
пер. Орликова, 1 и 3

Фотография из путеводителя начала XX века

Павел Захарович Ямчитский (около 1800-1882), помощник секретаря Одесского коммерческого суда, получивший к 1841 году чин титулярного советника, в числе прочего, занимался и благотворительностью. При жизни, однако, известен он не был, хотя обладал немалым состоянием и владел домом на Ришельевской, 8. 1841 год становится для него переломным. 28 сентября умирает его годовалая дочь Варвара, а 3 ноября того же года, в возрасте 22 лет, от горячки уходит в иной мир супруга Мария Ефимовна. Пережив их на сорок лет, Павел Захарович Ямчитский скончался в Одессе, 1 декабря 1882 года в возрасте 82 лет. 2 декабря, после отпевания в Кафедральном Соборе, его похоронили на Старом кладбище.

11 января 1883 г., Одесский окружной суд утверждает к исполнению три духовных завещания Ямчитского. Среди прочего, он завещал, чтобы по примеру Петербургского общества дешёвых квартир, было выстроено в Одессе здание, носящее его имя (Павловское), для проживания в нём тех граждан города, которые соответствуют указанным им условиям. При этом Павловское здание, чего желал сам Ямчитский, должно принадлежать городу — «неотъемлемую навсегда принадлежность г. Одессе». Согласно завещанию, для заведования постройкой здания, и затем эксплуатации заведения, им были назначены Михаил Богданович Нилус (как директор) и Иона Галаган (как помощник). В помощь им городская Дума должна была избрать двух гласных (депутатов) до окончания постройки.

В завещании Ямчитского были указаны еще два душеприказчика — Станислав Дунин и Виктор Сахновский. К концу 1890-х г. господин Иона Галаган оставил свои обязанности, а вот Дунин, напротив — выполнил их. Они касались долговых обязательств Павла Ямчитского (Нилуса и Сахновского к тому времени уже не было в живых). Согласно завещанию, в случае снятия полномочий с оговоренных душеприказчиков, вместо них назначались кто-то из сыновей Марии Клименко или Анны Веселовской, вероятно, родственниц Павла Захаровича.

Так и случилось: 12 сентября 1897 года, постановлением Городской Думы, директором Павловского здания стал Борис Клименко, а его помощником — Сергей Веселовский. Собственный дом на Ришельевской, 8 Ямчитский завещал продать, а на вырученные деньги расширить комплекс Павловских зданий. Однако дом этот постигло стихийное бедствие в виде пожара, а Клименко и Веселовский долгое время оттягивали продажу пепелища, препятствуя тем самым городу в действиях по завещанию. История закончилось иском и долгим судебным разбирательством.

Павловские дома на карте Михаила Дитерихса (1894 г.) — слева, и на карте Одессы (1917 г.)

К 1895 году строительство пяти из шести ныне существующих корпусов было завершено. Самый большой на тот момент жилой комплекс в Одессе неоднократно упоминался в путеводителях и справочниках достопримечательностей города. А. С. Бориневич посвятил Павловскому зданию дешевых квартир часть статьи о благотворительности в Одессе, написанной им к столетию города и вошедшей в юбилейный сборник, выпущенный в 1894 г. Комитетом городской Управы:

«... так называемое „Павловское здание дешёвых квартир“. П. З. Ямчитский оставил по духовному завещанию, утвержденному в 1883 году, капитал в 511000 руб (Авт.: В пересчёте на сегодняшние деньги, этот капитал можно оценить в более чем 10 миллионов долларов. Капитал был израсходован частично на постройку комплекса, а частично положен под проценты, используемые для поддержания зданий в надлежащем виде) [...] с тем, чтобы на эти средства было построено здание, носящее его имя (Павловское), „для квартирования в нём, с уплатою наёмных денег по расчёту не выше 3 процентов чистого дохода, а в уважительных случаях и бесплатно, тех из одесских граждан, преимущественно христиан, которые не опорочены в поведении, имеют здесь оседлость, свою мебель и какое-либо ремесло или другое средство к пропитанию“. Город отвёл бесплатно место из бывших Драгутинских плантаций, в количестве 3450 кв. сажени: в 1885 году произведена закладка главного здания, которое было закончено в 1887 году; в 1889 году построен второй корпус, в 1891 году — третий и в 1893 году — четвёртый. Все дома в 3 этажа и заключают в себе: 23 квартиры в 3 комнаты каждая, 103 — в 2 комнаты, 37 — в 1 комнату; кроме того имеется 6 лавок и квартира для администрации здания».

Запись в адресном справочнике (1908 год)

Незадолго до завершения строительства, в ноябре 1893 года, здесь открывается Народное училище для детей, живущих в здании. Их обучение, а также учебные книги и пособия были бесплатными. При Павловском доме имелся постоянный врач, услугами которого жители комплекса могли пользоваться бесплатно. Лекарства и необходимые на первых порах медицинские пособия больные так же получали бесплатно из домашней аптеки при конторе здания. Местоположение училища, лавок и домовой клиники, к сожалению, неизвестно. По данным на тот же 1893 год, в здании квартировали шестьсот сорок один человек обоих полов, 32 из них денег за проживание не платили.

Фотография начала XX века, справа вдали — корпус 1

Первым из шести корпусов был возведен корпус 1. Здание расположено на углу улицы Канатной и Итальянского бульвара, занимает довольно сложный в плане, асимметричный участок. Архитектор Ф. В. Гонсиоровский, фактически не только возвёл само здание, но и разработал генеральный план застройки квартала (в пределах улицы Канатной, Итальянского бульвара, переулков Орликова и Ямчитского). Н. К. Толвинский, продолжавший возведение комплекса, отчасти следовал этому плану, застроив четырьмя корпусами периметр обозначенного квартала, сохранив этажность ансамбля и общую стилистику с корпусом Гонсиоровского. По окончании второй очереди строительства под руководством Толвинского, в центре квартала образовался огромный двор, который первоначально планировался под устройство небольшого сада и размещение менее масштабных, служебных корпусов.

Однако пространство это долгое время пустовало, и, лишь спустя более полутора десятилетий, в центре двора вырос большой, радикально разнящийся с окружающей застройкой, корпус 6 — четырёхэтажный параллелепипед в стиле геометрического модерна. К сожалению, данные о точной дате его строительства, а также об авторе проекта отсутствуют, однако, анализируя архитектурное решение корпуса, можно найти параллели с творчеством архитекторов Л. М. Чернигова и А. Б. Минкуса.

Все корпуса, выстроенные Толвинским, объединены по красной линии одноэтажными пристройками, что придаёт двору комплекса некоторую камерность. Их лицевые фасады рустованы аналогично первым этажам и это создает эффект неразрывности и монолитности застройки.
Во дворе сохранилось небольшое, квадратное в плане, сооружение со срезанными углами, возведённое в традициях «кирпичного стиля» и перекрытое невысоким восьмиугольным шатром. Среди версий о его изначальном предназначении, наиболее вероятны версии об электрической подстанции или голубятне. Однако это — только предположение.

Сооружение неизвестного назначения

Общий вид Оконный проем

На другой стороне двора сохранилась ещё одна интересная бытовая деталь, неотъемлемая для Одессы конца XIX столетия — наливной колодец.

Колодец

Вид со стороны корпуса 3, слева - корпус 6, вдалеке - корпус 5 Общий вид

Павловские дома дешёвых квартир успешно исполняли свои функции до самой революции. Функции эти не изменились и в советские времена, однако, как и большинство дореволюционных многоквартирных домов Одессы, здания комплекса подверглись перепланировке и «уплотнению». Дальнейшую историю домов нельзя назвать бурной. В 1923 году по адресу ул. Ямчитского, 2 (т. е. именно по стороне комплекса зданий дешёвых квартир) значился I-й Родильный дом.

Общий вид комплекса Павловских домов дешёвых квартир (ок. 1917 года). Слева — корпус 1, справа — корпус 3, между ними, в глубине — корпус 6.

В 30-е годы Павловскими домами прошлась очередная волна реконструкций, изначальная планировка была окончательно нарушена, однако общие её очертания сохранились. На протяжении советского периода, годами не ремонтировавшиеся здания приходили в запустение, ветшали и сегодня их состояние сложно назвать даже удовлетворительным. Однако комплекс Павловских домов дешёвых квартир ценен не только с архитектурно-градостроительной и исторической точки зрения, он является своеобразным памятником щедрой благотворительности, столь свойственной одесситам XIX века.

Корпус 1

Архитектура Одессы. Канатная, 81

Корпус 2

Архитектура Одессы. Канатная, 81

Корпус 3

Архитектура Одессы. Канатная, 81

Корпус 4

Архитектура Одессы. Канатная, 81

Корпус 5

Архитектура Одессы. Канатная, 81

Корпус 6

Архитектура Одессы. Канатная, 81

Использованная литература и архивы

  • Статья о комплексе Павловских домов дешевых квартир
  • «Зодчие Одессы». В. Пилявский
  • «Архитектура Одессы. Стиль и время» В. Пилявский
  • «Здания, сооружения, памятники Одессы и их Зодчие». В. Пилявский
  • Статья о корпусе 6 в блоге Antique
  • «Куликово поле и его „окрестности“ на старинных открытках». В. Дроздовский, Ева Краснова
  • Старые фотографии с сайта Одесская фотогалерея, архив пользователя brassl
  • Сергей Котелко и Сергей Решетов, историческая справка

Авторы

At the turn of the 1880s and 1890s, Odessa was adorned with the largest at the time residential complex. According to the posthumous will of Odessa benefactor P. Z. Yamchitskiy, near the Kulikovo Field, the architectural ensemble, the scope and monumentality of which strike and today, was raised.

About complex   81/1, Kanatnaya Street   81/2, Kanatnaya Street   81/3, Kanatnaya Street   81/4, Kanatnaya Street   81/5, Kanatnaya Street  81/6, Kanatnaya Street

Type of building: residential complex

Style:
Eclecticism, Renaissance (buildings no. 1-5)
Geometric Art Nouveau (building no. 6)

Architects:
F. V. Gasiorowskiy (building no. 1)
N. K. Tolvinskiy and engineer K. V. Chodetskiy (buildings no. 2-5)
L. M. Chernigov (?) (building no. 6)**

Date of building:
1885-1887 (1st stage, building no. 1)
1890-1895 (2nd stage and completion of the construction, buildings no. 2-5)
1910-е (building no. 6)

Status:
Local architectural monument (buildings no. 1-5)
Object of background building (building no. 6)

Other addresses:
9 and 11, Italianskiy Boulevard
2 and 4, Yamchitskogo Lane
1 and 3, Orlikova Lane

Photograph from the beginning of XX century guide

Pavel Zakharovich Yamchitskiy (about 1800-1882), a secretary assistant of the Odessa Commercial Court, received before 1841 a rank of the titular counselor, among other things, was engaged in charity. During his lifetime, however, he was unknown, although he made a considerable fortune and owned a house on 8, Richelievskaya Street. 1841 year became a turning point for him. September 28 his year-old daughter Varvara died, and on 3 November the same year, at the age of 22 years, his wife Maria Efimovna went away in other world because of a fever. After outliving them for forty years, Pavel Zakharovich Yamchitskiy died in Odessa, December 1, 1882 at the age of 82 years. On 2 December, after a funeral service at the Cathedral, he was buried in the Old Cemetery.

January 11, 1883, the Odessa District Court claimed to the execution of three spiritual testaments of Yamchitskiy. Among other things, he bequeathed that to the example of St. Petersburg Society of cheap apartments, a building named after his name(Pavlovskiy) was built in Odessa for habitation in it citizens of the city that matched the specified by him conditions. Besides Pavlovskiy building as Yamchitskiy wanted had to belong to the city — «an inalienable forever property of Odessa». According to the will, for the management of the construction of the building and then operation of the house, Mikhail Bogdanovich Nilus (as director) and Iona Galagan (as an assistant) were assigned. To help them the City Council was to elect two public deputies to the end of the construction. There were two more executors in the testament of Yamchitskiy — Stanislaw Dunin and Victor Sahnovsiky. By the end of 1890, Iona Galagan left his duties, but Dunin, on the contrary —fulfilled. They concerned debentures of Pavel Yamchitskiy (Nilus and Sakhnovskiy had already been dead). According to the testament, in the case of power removal from agreed executors, one of the sons of Maria Klimenko or Anna Veselovskaya, probably relatives of Pavel Zakharovich, had to be appointed instead. And so it happened: on 12 September, 1897, according to the decision of the City Council, Boris Klimenko became a director of Pavlovskiy building and his assistant — Sergey Veselovskiy. Yamchitsky bequeathed to sell his own house on 8, Richelievskaya Street and use the proceeds for expanding the complex of Pavlovskiy buildings. However, this house suffered from the fire, and Klimenko and Veselovskiy delayed the sale of the ashes for a long time, thereby preventing the city in actions under the will. The story ended with a lawsuit and lengthy assize.

Pavlovskiy houses on the map of Mikhail Diterikhs (1894)—left, and on the map of Odessa

https://maps.google.com/maps?q=46.467538,30.746602&num=1&t=h&hl=ru&ll=46.466932,30.747777&spn=0.00269,0.005681&z=17&iwloc=near&output=embed

By 1895, the construction of five of the six currently existing buildings had been completed. The largest at the time residential complex in Odessa was repeatedly mentioned in guidebooks and references of city sights. A. S. Borinevich dedicated a part of the article about the charity in Odessa, wrote to the centenary of the city and went down in the jubilee digest, released in 1894 by the Committee of City Government, to Pavlovskiy building of low-cost apartments:

«... so-called „Pavloviн building with low-cost apartments“ P. Z. Yamchitskiy left in his will, approved in 1883, a capital of 511,000 rubles (Author: In terms of today's money, this capital can be estimated at more than $ 10 million. Capital was spent partly on the construction of the complex, and in part put at interest used to maintain the buildings in proper form) [...] in order to construct a building named after his name(Pavlovskiy), „for housing in it, with the payment of money at a rate of no more than 3 percent of total income, and in exceptional circumstances and free of charge, for those Odessa citizens, mostly Christians, who are not discredited by the behavior, have settled life here, their furniture and some craft or other means for subsistence. “ The city allotted a free space of the former Dragutinskie plantations, in the amount of 3,450 sazhens: in 1885, a laying of the main building, which was completed in 1887, was made: in 1889 the second building was constructed, in 1891 — the third and in 1893 — the fourth. All three-storey houses consisted of 23 flats of three rooms each, 103 — 2 rooms and 37 — one room: in addition there were 6 shops and the apartment for administration „.

Record in the address directory (1908)

Shortly before the completion of construction, in November 1893, Public school for children living in the building was opened. Their learning, textbooks and manuals were free. At Pavlovskiy house there was a permanent physician whose services the residents of the complex could use for free. Medicines and necessary at first medical benefits patients also received free of charge from the home pharmacy at the building office. The location of schools, shops and the home clinic, unfortunately, is unknown. According to the data of the same 1893, six hundred forty-one people of both sexes lodged in the building, 32 of them did not pay for accommodation.

Photo of the early XX century, right away — the building no. 1

The first of the six buildings the building no. 1 was erected. The building is located at the corner of Kanatnaya Street and Italian Boulevard and occupies a quite complicated in plan asymmetric site. The architect F. V. Gonsiorowskiy, in fact, not only erected the building itself, but also developed a general layout for the quarter development (within the limits of Kanatnaya Street, Italian Boulevard, Orlikova and Yamchitskogo Lanes). N. K. Tolvinskiy, who continued the construction of the complex, partly followed this plan, having built four buildings on the perimeter of the quarter, saving number of storeys of the ensemble and the overall style with the building of Gonsiorowskiy. At the end of the second stage of construction under the guidance of Tolvinskiy in the middle of the block there appeared a large courtyard, which was originally planned for a small garden and placing of smaller, service buildings.

However, this area was empty for a long time, and only after more than a decade and a half, in the center of the courtyard, a large, differing from the surrounding buildings, the building 6 — four-storey parallelepiped of geometric Art Nouveau style appeared. Unfortunately, data on the exact date of its construction, as well as the author of the project are not available; however, analyzing the architectural design of the building, it can be found parallels with the work of architects L. M. Chernigov and A. Minkus.

All buildings constructed by Tolvinskiy are interconnected along the building line by one-story annexes that gives the courtyard of the complex some intimacy. Their front facades are rusticated similar to the first storeys and it has the effect of continuity and solidity of the construction.

In the courtyard a small, square in plan, construction with cut corners, raised in the tradition of „brick style“ and overlapped by a low octagonal tent roof remained. Among the versions of its original purpose, the most likely is a version of the electric substation or dovecote. However, it is — just a guess.

Construction of unknown purpose

General view Window opening

On the other side of the courtyard another interesting item survived, part and parcel of Odessa of the end of XIX century — the filling well.

Well

View from the building no.3, on the left —the building no.6, in the distance —the building no.5 General view

Pavlovskiy houses of low-cost apartments had successfully performed their functions until the revolution. These functions have not changed in the Soviet era; however, like most of the pre-revolutionary Odessa apartment buildings, the buildings of the complex were rearranged and subjected to the „compaction“. The subsequent history of houses was not violent. In 1923, at the address 2,Yamchitskogo Lane (i.e. exactly on the side of the complex with cheap apartments) 1st Maternity Hospital was located .

General view of Pavlovskiy complex with low-cost apartments (about 1917). On the left —the building no.1, on the right —the building no. 3, between them, in deep —the building no.6

In the 30 years of the Pavlovskiy houses passed the next wave of renovations, the original plan was finally broken, but its general outlines were preserved. During the Soviet period, the buildings were not repaired for years and fell into desolation, and today their dilapidated condition can hardly be called even satisfactory. However, the complex of Pavlovskiy houses with low-cost apartments is valuable not only from the architectural, urban planning and historical point of view; it is a peculiar monument of the generous charity, so typical for the inhabitants of Odessa XIX century.

Building no. 1

Architecture of Odessa. 81, Kanatnaya Street

Building no. 2

Architecture of Odessa. 81, Kanatnaya Street

Building no. 3

Architecture of Odessa. 81, Kanatnaya Street

Building no. 4

Architecture of Odessa. 81, Kanatnaya Street

Building no. 5

Architecture of Odessa. 81, Kanatnaya Street

Building no. 6

Architecture of Odessa. 81, Kanatnaya Street

 

 

References and Archives

Authors